СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение духовно- нравственного развития и  воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной политики РФ, главной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы»

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что современный период в истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные позиции молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны норм и установок. Конкуренция во всех сферах жизни отодвинула духовное начало в человеке на второй план. Никто не хочет уступать, подчиняться, слушаться, ссорятся с ближними, потому что хотят властвовать. Любимые герои подростков – это мстители. Телевидение и Интернет затмили шедевры искусства. Дети проглатывают то, что в доступном режиме. Мир книги практически закрыт для детей. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был строго воспрещен. Снижается духовность речи, идет вульгаризация языка. Наши дети хорошо владеют ненормативной лексикой, но зачастую не умеют формировать свои мысли, их словарный запас невелик. Интернет все больше и больше входит в нашу речь, заменяя живое общение, и остановить мы это не можем – это технический прогресс. Родители занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребенка. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение книг, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Оценка школы изменилась от неприятия до избирательного к ней отношения. Еще Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». А много позже А.И.Солженицын скажет: « Если в нации иссякли духовные силы – никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное развитие не спасет от смерти». Поэтому, мы, педагоги, должны дать подрастающему поколению полноценное духовно- нравственное воспитание. Хотя образование и воспитание не могут сами изменить мир. Но направить изменения в стороны более высокой нравственности, добра и справедливости могут и должны.

Проблемы духовно- нравственного развития были актуальны всегда и рассматривались в трудах многих педагогов, психологов и философов(Ушинский, Пирогов ) и продолжают изучаться современными учеными.

Хочется напомнить, что Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании в РФ», на основе ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию и является методологической основой разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования.

Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной политики РФ, главной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества. Ценности личности формируются в семье, трудовых коллективах, в сфере массовой информации, искусства и т. д . Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие личности происходит в сфере общего образования, так как именно через школу проходят все граждане России, образующие общество , страну, государство. Вспомните замечательные слова А.С.Пушкина: « В начале жизни школу помню я…» Этой фразой великий поэт определил роль школы в жизни человека.

Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь в этой душе, то и пожнешь потом. А это можно сделать только одним способом –дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого- многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях народа.

Слово «духовный» имеет несколько значений: 1. Относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2.Церковный. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. Отсюда вывод: духовно-нравственное воспитание в школе - педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение общечеловеческих ценносте, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ . Под этим процессом понимается процесс духовного становления человека, формирование у него: нравственных чувств (совести, ответственности, долга, гражданственности, патриотизма); нравственного облика( терпения, милосердия, незлобивости) ; нравственной позиции ( способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения(готовности служения людям, Отечеству, проявление доброй воли, рассудительности).

В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла. В частности, РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ, которые являются более важными предметами с точки зрения воспитательных возможностей. Словесник в школе – это главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский. К тому же это те предметы, которые изучаются с 1по 11 классы, и они позволяют уделять на каждом уроке внимание духовно –нравственному воспитанию, иногда даже незаметно для самих учащихся. Поэтому обучение на этих уроках должно сливаться с воспитанием, а учитель проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность – это напряженный процесс делания собственной души .А душа выражается прежде всего в слове.

Слово является главным носителем национальной культуры . «Через родное слово, - отмечал великий педагог Ушинский -, отражается вся история духовной жизни народа», «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка». Знание русского языка, умение поль зоваться его « золотым фондом»,- пословицами и поговорками -, обращение к лучшим образцам классической и современной литературы укрепляют души детей, помогают противостоять нравственному распаду. «Без воспитания любви к русскому языку, к великой русской литературе не утвердится русский народ, не утвердится подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей,- отмечал главный редактор журнала « Роман-газета 21 век» В.Ганичев. Сильное оружие уроков русского языка и литературы –это слово речь, книга. На уроках русского языка всегда можно заниматься духовно- нравственным воспитанием. Основу каждого учебного занятия должен составлять диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которых не только дать знания, а подтолкнуть к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является формой мышления, которая учит детей делать выбор, работать с ценностями, повышает мотивацию учащихся к самостоятельной деятельности. А решаются эти задачи через такие приемы, как подбор тематического материала, несущего информацию о духовно- нравственных ценностях в жизни, анализ этого материала, сопоставление текстов, уроки – дискуссии, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки- раздумья, которые помогают эффективно организовать работу учащихся.Но как бы не были хороши коллективные формы работы, основным условием развития личности является погружение его в свой внутренний мир, пробуждение нравственных чувств, мыслей, эмоций. И такая возможность дается, когда погружаешься в написание творческих работ( ПИСЬМО АВТОРУ, ПИСЬМО ЛЮБИМОМУ ГЕРОЮ и.т.п.). Велика роль литературы в духовно – нравственном воспитании. Литература всегда носила нравственно- православный идеал. Она - основа воспитания. В руках учителя самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудесные страницы произведений. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература благодатен для воспитания духовных ценностей .Горький назвал литературу предметом человековедения, а Твардовский - уроками нравственного прозрения. А прозреть – это значит увидеть то, что ранее не видел.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно – нравственного понимания. Например, сказки, где добро побеждает зло, учат тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. И, конечно, при воспитании человека с большой буквы нельзя обойтись без русской классики. Литература – это предмет, где ученики, не стеснясь, могут высказывать свою точку зрения, спорить, решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций. Она позволяет рассуждать о настоящих человеческих ценностях, а традиционными базовыми ценностями являются: патриотизм, гражданственность, семья, природа, искусство и литература, религия, труд, человечество. В новых образовательных стандартах говорится: « Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. С этих позиций определены и цели изучения литературы как учебного предмета, среди которых наиболее важными являются воспитание духовно – нравственной личности и формирование духовного мировоззрения. Главный прием при изучении произведений – общечеловеческая идея, которая лежит в основе художественного текста. И самое главное, что должно оставаться после уроков – это доброе впечатление, которое способно заставить ребенка совершенствоваться.

Процесс этот длительный, быстрого результата может не быть, но если работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет стать нашим детям чуточку добрее друг к другу и окружающим, если такие понятия, как совесть, честь, долг не останутся для них пустым звуком, значит не зря мы есть.

Будущее любой страны решается за школьной партой, задача учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало его постоянной чертой характера, помочь ребенку сформировать нравственный идеал, потому что идеалы необходимы, так как дети стремятся подражать. Духовно – нравственный запас, оставленный нашими предшественниками, дает нам такой материал. Именно мы, педагоги, должны дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание. Реализация духовно- нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна лишь при особом состоянии души педагога. Как говорил известный педагог новатор Е.И.Ильин: «Чтобы воспитать душу, надо ее иметь самому».В 2-х последних номерах газеты « Аргументы и факты» опубликовано эксклюзивное интервью министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой главному редактору этой газеты Н.Зятькову, в котором она сказала следующее : « Самое главное для школы – заложить в сознание детей вопросы…», « Патриотизм должен быть в каждом человеке…».Готовясь к выступлению по данной теме , я прочитала большое количество статей, посвященных этой теме в Интернете. Всех волнует воспитание подрастающего поколения. Запомнился один пример, который я хотела бы привести: директор одной американской школы вручал каждому педагогу, начинающему работать в школе памятку: « Уважаемый учитель! Я один из тех, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь.Мои глаза видели вещи, которые никто не должен был видеть: газовые камеры, построенные учеными инженерами; людей, отравленных высокообразованными врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин, сожженных выпускниками университетов. Поэтому я не доверяю образованности профессионалов. Моя просьба: помогите ученикам стать человечными». Конечно же, учитель должен проявить незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.