Духовно-нравственное воспитание на уроках
мировой художественной культуры (из опыта работы)
…Самая большая ценность, которой награждает человека
искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром
понимать искусство, человек становится нравственно
ярче, а следовательно, и счастливее.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Наш общий дом, страна наша, переживает время трудных испытаний, и от духовно-нравственного состояния каждого человека зависит, как мы их выдержим. Духовность и нравственность—это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.
В современной школе только предметы гуманитарного цикла дают некоторое представление о душе, нравственности, но количество часов на эти предметы постоянно сокращается. А внедрение в учебный процесс новых информационно-коммуникационных технологий ещё больше увеличивает рационалистичность обучения. Конечно, компьютеризация школы— это веление времени, но постепенно исчезает живое человеческое общение учителя и ученика, сокровенный разговор «души с душой».
Что же остаётся молодому поколению? В настоящее время в нашей стране разрушается институт семьи, а вместе с ним исчезает семейное духовно-нравственное воспитание. Духовное раскрепощение достигло невиданных масштабов: из каналов массовой информации хлещут потоки нечистот. «Во избежание массового удушья, очевидно, нужна экология не только окружающей среды, но и души человека. Джин, вырвавшийся из бутылки, агрессивен; одержав верх, он делает человека одержимым. Вытесняется самое главное—святая святых души человека—голос совести».
Я глубоко убеждена, что пробудить голос совести, задуматься над духовно-нравственными проблемами поможет подрастающему поколению прикосновение к «живому неиссякаемому роднику» искусства и культуры.
Каждый урок мировой художественной культуры я стараюсь превратить в открытие удивительного мира любви, творческого вдохновения, гармонии человеческих чувств…
На уроках, посвящённых архитектуре Древней Руси, мы не только приобщаемся к непростому языку этого вида искусства, но к глубинному постижению его основ. Ребята с удивлением узнают, что, оказывается, архитектурное строение—это «дом души». Архитекторы издавна принимали тело человека за образец дома и храма. Так, архитектор Витрувий сказал, что «прекрасное здание должно быть подобно хорошо сложенному человеку».
Это хорошо видно в архитектуре православных храмов. Например, Дмитриевский собор во Владимире своей величавостью напоминает могучего русского богатыря: шлемообразная глава, мощный кубический «торс», стройный каменный пояс. А затейливый орнамент, покрывающий стены собора, словно кольчуга русского воина.
Совсем другой представляется церковь Покрова на реке Нерль. Она похожа на скромную русскую невесту. Стройность её подчёркивают многочисленные архитектурные детали. Белокаменная резьба—единственное её украшение. На вопрос: « Что напоминает вам эта церковь?» учащиеся отвечают: « Невесту, лебедя, белое облачко…» А вот писатель Е.И.Осетров сравнивает её с «парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени»; с «лучистой безмолвной звездой, уплывающей в бесконечность мироздания»; с «белоснежным лебедем»…И особенно проникновенно на уроке звучит рассказ учителя о том, что храм этот посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала плат-покров, защищая город от врагов; а сам праздник Покрова—один из самых торжественных и любимых крестьянских праздников, отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы и начинается пора свадеб.
Понимание искусства— дело трудное, и значительную помощь оказывают здесь музыка и литература, которые я использую на уроках мировой художественной культуры. Они помогают глубже вникнуть в суть того или иного произведения искусства, понять его душу, раскрыть чувства автора. Так, органная музыка и зачитывание отрывков из библии создают особый возвышенный настрой на изучение древнерусской живописи. На этих уроках я знакомлю ребят не только с языком иконописи, но и стараюсь «погрузить» их в чувства и мысли древних русских людей. Старинная библейская легенда о старце Аврааме и его трёх гостях-ангелах объясняет историю создания знаменитой иконы А.Рублёва «Троица». Роль этих юношей-ангелов как раз и состоит в том, чтобы создать представление у древнего человека о рае, о человеке гармоничного душевного равновесия. Ведь и сам человек похож на дом! Заходя в любой дом, мы не случайно спрашиваем: «Есть ли тут живая душа?»
В работах древних мастеров, не знакомых с перспективой и со многими аспектами теории живописи, «удивляет и радует проникновение в сокровенную суть души человека, стремление показать его лик, очищенный от случайных, посторонних наслоений». Икона А.Рублёва проникнута душой художника, его мыслями, чувствами и устремлениями. Созданная в период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, своими яркими красками она передаёт праздничное, радостное настроение. А как блестят глаза ребят, когда они «читают» символику цвета иконы! Золотой цвет—символ богатства, божественной силы, спелой ржи на полях, солнышка…Голубой цвет—это васильки во ржи, голубое пламя неба, глаза русских юношей и девушек, голубые чаши озёр...Малиновый цвет—цвет любви, цвет спелых ягод, а значит, и жизни, живых человеческих чувств.
Кто-то из писателей сказал, что великие памятники культуры— это «задушевный разговор прошлого с настоящим». Тема итоговой работы после изучения древнерусской живописи так и звучит: «О чём поведали нам художники прошлого?» По словам учащихся, древние мастера наказывают нам: «Берегите этот хрупкий мир, берегите и любите друг друга».
Конечно, остаётся сожалеть о том, что наши дети крайне редко посещают музеи, картинные галереи, выставочные залы, а ведь это так необходимо подрастающему поколению: изучать искусство, постигать его удивительно богатый и разнообразный язык, учиться мыслить художественными образами, смотреть, думать, чувствовать. Я стараюсь восполнить этот пробел, практикуя уроки-путешествия, уроки-видео экскурсии, уроки-погружения в эпоху. Надеюсь, что уроки мировой художественной культуры способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Терехова Н.В., учитель МХК