СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Душу дома - маму берегите!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Душу дома - маму берегите!"  посвящен всем мамам, бабушкам, сестрам. Способствует уважительному отношению к нашим мамам.

Просмотр содержимого документа
«Душу дома - маму берегите!»







Открытый классный час на тему

«Душу дома –маму берегите»

Провела: учитель русского языка

и литературы

Чамсулвараева Р.Ч.













Избербаш 2019 г.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«ДУШУ ДОМА – МАМУ БЕРЕГИТЕ!»

Эпиграф:




Смерти угодил я под копыта,

Видно, в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму, береги ты,

Слышишь, сын мой, маму береги!

(Р.Гамзатов)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.




Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его:

Мама!

С какого произведения эти строки? Кому они принадлежат?(Р.Гамзатов "Берегите матерей")

Добрый день, ребята и уважаемые гости нашего урока.

Стихотворение, которым я открыла нашу встречу, не просто отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей», это достойнейший гимн всем мамам нашей планеты!

Ведущий 1

Многим своим успехам обязан Расул своему отцу. Поэту было всего 28 лет, когда отца не стало. Лишь спустя несколько десятилетий в поэме «Берегите матерей» он расскажет о последнем свидании с отцом и его завещании:




Смерти угодил я под копыта,

Видно, в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму, береги ты,

Слышишь, сын мой, маму береги!




И замолк навек. Отца не стало…

Но звучаньем прерванной строки

Все кругом гудело, рокотало,

Повторяло: - Маму береги!




УЧИТЕЛЬ:

Последние слова отца да и любого уходящего из жизни человека всегда сокровенны, святы, но эти слова о матери, о начале всей жизни человеческого рода, особенно справедливы.

Именно последний наказ отца сыну служит эпиграфом к нашему уроку

Какие слова! В них всё: и невыносимая боль утраты, и безграничная любовь к близким…

Давайте глубже проникнем в мысли и чувств, выраженные автором.




Чтение стихотворения детьми «По-русски мама… (ЧТЕЦ 1)




По-русски - "мама", по-грузински - "нана",

А по-аварски - ласково "баба".

Из тысяч слов земли и океана

У этого - особая судьба.




Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.




Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И, скрыв слезу при ясном свете дня,

"Не беспокойся, - маме говорю я, -

Все хорошо, родная, у меня".




Тревожится за сына постоянно,

Святой любви великая раба.

По-русски - "мама", по-грузински - "нана"

И по-аварски – ласково "баба".

Ведущий 2:

Пригласили в гости к нам

Мы любимых наших мам.

Обещаем, обещаем,

Здесь не будет скучно Вам!

ЧТЕЦ 2:

Всё готово к празднику.

Так чего мы ждём?

Праздник наш начнём.

ЧТЕЦ 3:

Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете!

Бывает, что мы и не слушаем мам,

Но мамы нас учат хорошим делам.







ЧТЕЦ 4:

Сколько звёзд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце одно на свете!

Только мама одна на свете!

Сегодня мы отмеча

Ведущий 1:

ем замечательный праздник - День матери.

Мать - это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность.




Ведущий 2:

День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ - образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет, и будет беззаветно любить несмотря ни на что.




ЧТЕЦ 5:

Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) другой матери богов - восточной Кибеле.

Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит.

В Германии, о дне матери можно прочитать в энциклопедиях, что "этот праздник в честь Кибеле, великой матери богов, проводился в мартовские Иды по всей Малой Азии". Великий немецкий поэт Гете писал, что "от отца он имеет телосложение и серьезное отношение к жизни, а от мамочки он получил радостное восприятие жизни и настроение что-либо сочинять". Поэтому в день матери на улицах городов Германии можно увидеть гораздо больше цветов, чем в день Святого Валентина.




ЧТЕЦ 2::

Без сна ночей твоих прошло немало,
Забот, тревог за нас не перечесть,
Земной поклон тебе, родная мама
За то, что ты на белом свете есть.

Когда ты с нами рядом,
Проблем как будто нет -
Ободришь теплым взглядом
И нужный дашь совет.
Заботу человечных
И терпеливых рук
Сын (дочь) ценит бесконечно,
И обожает внук.
Мы все тебе желаем
Жить долго, не стареть
И, бодрость сохраняя,
О прошлом не жалеть!




ЧТЕЦ 6:

У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.
Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.
Всему есть время, но, пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.


чтец 7:


Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать







Притча о рождении ангела

ПЕСНЯ О МАТЕРИ ( КЛИП)




Сценка “Праздник каждый день” Сцена первая

Мама ходит по дому, прибирает игрушки и говорит

Что же это такое?

Здесь такой кавардак!

Хоть минуту покоя

Не дадут мне никак!

Я бельё постирала,

И сварила обед.

Я так сильно устала,

Но покоя мне нет.

Устала, пойду, первый раз в жизни прилягу, пока дети из школы не пришли. А здесь потом уберусь сама.

Сцена вторая

Приходит сын из школы, весь взмыленный, на ходу поёт на мотив “Бременские музыканты”

Ничего на свете лучше нету

Чем гонять футбол хоть до рассвета.

И в хоккей сражаться до упаду

Только это мне для счастья надо

ля- ля- ля-

Сын: Мама, я пришёл! Мама, я опять забыл купить хлеб. Мам, я есть хочу! (заглядывает в комнату) Спит… (удивлённо) Странно… Ну, ладно, пока спит, сгоняю за хлебом (поёт) Ля-ля-ля

Сцена третья

Из школы приходит дочь. Поёт (на мотив “У неё глаза…” гр. “Премьер-министр”)

Мой сосед не спит, не ест -

Про меня лишь говорит.

Говорит, что нет прекраснее,

Ладнее девушки, что с ним сидит

Посмотрите не спеша,

Разве я не хороша?

Про себя отмечу…. да!

Припев:

У меня глаза – два брильянта в три карата,

Локоны мои - сходят все с ума ребята.

Губки у меня – створки две ворота рая,

И вообще, я вся, вся такая - растакая!

Дочь: Мама! (хнычет) Мамочка, я ужасно устала и замёрзла, сними с меня сапоги! Мама! У меня красивые ногти! Мам! (снимает обувь, заглядывает в комнату) Ты что – спишь? (недоумённо) Ничего не понимаю!

Сцена четвёртая

Появляется сын с хлебом, напевая песенку.

Дочь: Тише ты! Маму разбудишь!

Сын: Как?... Она ещё спит? Ну, ничего себе! Её надо срочно разбудить! я ведь есть хочу!

Дочь: Да я уже пробовала, ничего не получается.

Сын: Тогда ты корми меня, видишь я голодный!

Дочь: Ещё чего! У меня ногти красивые! Я устала…

Сын: А я, думаешь, не устал? Между прочим, я в спортивной школе учусь!

Дочь: Ну и что! А я в музыкальной.

Сын: Да, ладно! Ну и что теперь нам делать? Может врача вызвать? вдруг мама заболела? (испуганно) Вдруг у неё это… летаргический сон?

Дочь: Что?

Сын: Ну, это когда спят целый год…. Ужас! Может папе на работу позвонить?

Дочь: Нет, не надо врача, и папу не стоит беспокоить. Наша мама здорова. Она просто устала. Крутиться одна как белка в колесе целый день, и от нас помощи никакой! Вот организм и не выдержал! Бедненькая!

Пауза.

Сын: Придумал! Давай сами приберём здесь всё, а мама проснётся и обрадуется. Вот здорово я придумал!

Дочь: Ты прав! Замучили мы нашу бедненькую мамочку. Посмотри, какая она уставшая. А я раньше этого даже и замечала. Всё! С этого дня начинаем маме помогать!

Сын: Классно!

Сын и дочь поют песню на мотив “Песенка водовоза”

Дочь:

Маму надо уважать

Маме надо помогать

Ничего не говори

Здесь убери, там не сори.

Сын:

Я открою вам секрет

Лучше мамы нашей нет

Ничего не говори

Здесь убери, там не сори.

Дочь: Я буду гладить бельё!

Сын: Так ведь ты не умеешь!

Дочь: Ничего научусь!

Сын: А я тогда буду мусор выносить! Вот!

Дочь: Врёшь!

Сын: Да чтоб мне лопнуть на этом месте! По рукам?

Дочь: По рукам! Договорились!

Сцена пятая.

Просыпается мама. Дети радостно бегут к ней, обнимают её и целуют.

Сын: Мама!

Дочь: Мамочка!

Мама: (удивлённо) Как здесь чисто! Ай, да, молодцы! Разве сегодня какой-то праздник?

Дочь: Нет, мамуля! Но с этого дня мы будем тебе помогать!

Сын: Ага!

Мама: А что так вдруг?

Дочь: Просто мы поняли одну простую истину. Любить – это значит, оберегать, заботься, помогать и поддерживать друг друга.

Сын: Всегда! Правильно, мама?

Мама: Правильно дети!

ПЕСНЯ "МАМУЛЯ МОЯ" (ИСП.девочки)

УЧИТЕЛЬ: МАМА,КАКАЯ ОНА?

На этот вопрос вы дали подробный ответ в своих сочинениях на тему «Моя мама», все сочинения очень интересные, очень красиво оформлены. Дорогие мамы вы сможете подробно познакомиться с произведениями ваших детей после классного часа, но мне хотелось бы подробно остановиться на нескольких из них, на мой взгляд, самых ярких. Ваша задача,узнать чей ребенок так описывает свою маму?

( зачитываю сочинения учащихся о мамах)




Чтец 1:

Из гнезда при сильном ветре

Птенчик выпал как-то раз

И увидел в полуметре

Желтый блеск кошачьих глаз.

Чтец 2:

Птенчик дрогнул, заметался,

Гибель так недалека.

Кот сурово изгибался,

Примеряясь для прыжка.



Чтец 3:

Вдруг спасительница мама,

Что-то пискнув на лету,

Опустилась вниз и прямо

Смело ринулась к коту.



Чтец 4:

Грозно перья распушила

И в один присест потом

(Показалось то иль было?)

Злого вора проглотила

Вместе с шерстью и хвостом.



Чтец 5:

Впрочем, как тут усомниться?!

Даже тигров побеждать,

Я уверен, может птица,

Если эта птица — мать!

Чтец 6:

Вот ты снова налегке

Мчишься к дому с горки,

Потому что в дневнике

В этот день пятерки.

У тебя веселый взгляд,

И глядишь ты прямо, -

Кто с тобою вместе рад?

Ну, конечно, мама!





Чтец 7:

Если ты попал в беду

Или с кем подрался,

Или мечешься в бреду-

Взял и расхворался,

Кто поможет и спасет,

Успокоит лаской,

Слезы горькие утрет

И расскажет сказку?

Кто порой не спит ночей?

Ну, конечно, мама!

...За окошком крик грачей,

Выставлена рама....

Частушки:

САКИНАТ:

Почему у нашей мамы

Рук так очень мало?

Ей хоть парочку ещё,

Чтоб всюду поспевала!

ЯХЬЯ:

Чтобы маму на работу

Злой будильник не будил,

Я ему сегодня на ночь

Три детальки отвинтил.

ГАСАН:

Вот решил, что я на праздник

Милой маме сделаю –

Очень я послушным стану

На неделю целую!

АИДА:

Очень мамочку люблю!

Заявляю прямо.

В небе новую звезду

Назову я "Мама"!

МАРИЯМ:

Мамин гнев, как первый снег,

Быстро-быстро тает,

Нас за шалости она

Сто раз в день прощает.




ШУТОЧНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ СУДЬБЫ.

АБУБАКАР:

Дорогие мамы,а сейчас мы хотим вам предсказать судьбу на ближайшее время.(Раздаются конверты).

ГАСАН:

Мы раздадим вам конверты ,внутри имеются предметы.Вы их вытаскиваете по очереди.Я вам скажу,что этот предмет означает.

1.СМАЙЛИК : ИЗДАГ ОМАРОВНА !Вам надо вглядеться в зеркало и оно вам подскажет,что улыбка вам очень идет.Улыбайтесь всегда!

2.ДЕВОЧКА: ТЕТЯ АМИНА! Ваша дочь в этом месяце будет самой лучшей и в учебе ,и в поведении.

3.КНИГА: АМИНАТ КАМИЛОВНА! У вас новые поступления на сберкнижку.Ждите зарплату!

4.КЛЮЧ: МАМОЧКА! Ждет вас все счастье мира,а также новая квартира!

5.ИСТОРИЯ: НАИДА БУДАЙЧИЕВНА!Вистории вашей жизни очень скоро услышите благую весть.

6.КОНФЕТА: ТЕТЯ РАЙСАТ!Вас ожидает сладкая-сладкая жизнь.

7.КЛЕТКА: РАЙСАТ РАСУЛОВНА!Ваши клетки будут восстанавливаться,и Вы никогда не узнаете,что такое старость.

8.НИТКА: ТЕТЯ ПАТЯ! На конец лета вас ждет дальняя дорога в дальние края.

9.ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ: МАЯ Б.!Вас ждут большие успехи в работе.

10.СЕРДЦЕ :ТЕТЯ САРИЯТ!Вы проживете 100 лет ,без всяких горестей и бед!

Учитель: Ребята, сейчас родитель прочтет вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно ,кому оно посвящено?

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых меланжевых ниток.

Я свяжу тебе жизнь -

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы -

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви!

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой и солнечной пряжи,

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь.

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою...

Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено?

(ответы детей)







КАРИНА: Мать следит за нашей дорогой,стараясь вовремя предостеречь нас от неверного шага или позорного поступка.

ИСЛАМ: Но иногда случается и такое.....

СЦЕНКА " ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ"

КАРИНА: Рабадан склонился над столом и сжал виски руками.Он сочинение пишет: " Как я помогаю маме".То ручку погрызет,то засопит угрюмый.

РАБАДАН: Названье есть ,а дальше что?Попробуй,тут придумай!

ИСЛАМ: Но тут из кухни мама вдруг

Негромко сына кличет6

МАРЬЯМ: Рабадан,сбегай в магазин.

Мне соли бы да спичек.

РАБАДАН: «Что ты?!

Ведь я над сочиненьем бьюсь,

Ещё полно работы!!!»

КАРИНА: Примолкла мама, а сынок

В тетради вывел фразу:

РАБАДАН: «Для мамы что-нибудь купить

Всегда бегу я сразу!»

ИСЛАМ: Вот приоткрыла мама дверь:

МАРЬЯМ: « Рабадан, ты мне нужен!

Я в магазин. Почисть пока

Картошечки на ужин!»

РАБАДАН: « Ещё чего?!»

« Мне даже слушать тошно!

Тут сочинение, а ты

С какой-то там картошкой!»

КАРИНА: Исчезла мама, а сынок

В тетради подытожил:

«Я завтрак маме сам варю,

Обед и ужин – тоже!»




УЧИТЕЛЬ: А вы, ребята, что ему

Поставите за это?

Звучит мелодия ДНК Слёзы)




Ну а теперь мы вновь вернемся к Р.Гамзатову.Его творчеством мы начали наш урок и заканчиваем тоже его словами .

Я вас прошу: и ныне, и всегда

Вы матерей своих жалейте милых,

Не то поверьте мне, вас ждёт беда —

Себя вы не простите до могилы.

Какие ключевые слова подобрал он? Какие литературные приёмы использует приэтом?

- Говоря о маме, поэт называет её «душой дома» Как вы понимаете эти слова?




Душу дома, маму…

Такой прием в литературе называется

Эпитетом, напоминаю, это художественное определение. Эпитеты призваны «разнообразить» смыл слова, сделать значение его более объемным, уникальным. Ранее мы уже знакомились с этим понятием

- Ещё один литературный троп использует автор:

Смерти угодил я под копыта…(смерть здесь автором представлена как живое существо),

Олицетворение – это перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Запишите в тетради это определение.




Пусть в ваших сердцах пусть всегда горит и никогда не гаснет огонек любви к вашим мамам.

ПОДАРКИ МАМАМ