Открытый урок в 5 классе на тему "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Задачи урока:
1.Повторить изученное на предыдущем уроке;
2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
4.продолжить формировать навык транскрибирования;
5. развивать грамотность устной и письменной речи;
6. уметь оценивать себя;
7. работать в паре, группе;
8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);
9. воспитывать интерес к предмету
Планируемые результаты:
Предметные – устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными.
Личностные – сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Познавательные – активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; активизировать словарь при общении; использование знако – символических средств (выполнение транскрипции).
Коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению; допускать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
5. Регулятивные – давать адекватную самооценку; проговаривать вслух последовательность выполняемых действий; целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что ещё не известно.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Обратите внимание на гостей, присутствующих сегодня на нашем уроке, улыбнитесь им и приступим к работе.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки открыли, ручки сложили,
Головки подняли, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
За окном осень, а так хочется лета. Откройте тетради, возьмите бабочку, которая лежит у каждого на парте, и посадите ее на свою ладонь. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания.
Актуализация опорных знаний
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое фонетика?
- На какие две группы в русском языке делятся все звуки?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- А гласных звуков? Почему?
- какая позиция для гласных является сильной?
- Назовите буквы, не имеющие звуков.
- Чем отличаются друг от друга буквы и звуки?
- Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
Проверка домашнего задания
Упр. 306.
- Запишите в тетради число, классная работа
Объяснение нового материала
(Два ученика у доски записывают слова и транскрипцию слов, остальные пишут в тетрадях).
лес ель
лямка объявление
рюкзак вьюга
мёд маяк
Подумайте и ответьте, по какому признаку слова разделены именно таким образом. (В первом столбике йотированные гласные обозначают один звук, во втором – два звука).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Двойная роль букв е, ё, ю, я).
- Чему на уроке мы должны будем научиться? (определять, когда гласные е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда – два).
Тема урока (на слайде).
- Ребята, опираясь на слова на доске, давайте сделаем вывод, когда е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда два. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной, то они обозначают один звук (э, о, у, а) и указывают на мягкость согласного. Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после гласной и после ъ и ь знаков, то они обозначают два звука).
V. Закрепление материала.
- А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были. Игра «1» или «2». С помощью хлопков вы будете показывать, сколько звуков обозначают е, ё, ю, я в словах, представленных на слайдах (слайд) – 1 звук – один хлопок, два звука – два хлопка.
Яблоки, обезьяна, лев, яхта, заяц, лягушка, свинья, юбка, объявление, тюльпаны/
- Молодцы, с заданием справились. Немного отдохнем. Тихонько встаньте.
VI. Физминутка.
- А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает карточку. Слова в карточках одинаковые, но задания у всех разные. Ваша задача быстро и внимательно выбрать и выписать слова согласно своему заданию (слайд) (остальные дети выполняют фонетический разбор слова РУЧЬИ, один ученик у доски)
При проверке дети приходят к выводу, что буква И тоже даёт 2 звука, когда стоит после мягкого знака
Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.
1 группа: Количество букв и звуков совпадает (актёр, подарок, счастье)
2 группа: Букв больше, чем звуков (радость, акварель, праздник)
3 группа: Звуков больше, чем букв (желание, баян, ярмарка).
- Проверяем. Представитель каждой группы читает те слова, которые они выписали. Молодцы, справились с заданием.
Давайте проверим фонетический разбор.
При проверке дети приходят к выводу, что буква И тоже даёт 2 звука, когда стоит после мягкого знака
- Продолжаем работать. У вас на каждой парте лежит карточка. Переверните ее. Ваша задача найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука (5 слов) У доски один ученик.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
- Хорошо, с заданием справились. А сейчас внимание на слайд. Перед вами четыре группы слов. Выберите из каждой группы слово, которое является лишним. (устно). - По какому признаку вы определили лишнее слово в каждой группе?
Месяц, семья, перец, посёлок.
Тяжесть, ящерица, яблоко, ясень.
Юля, юрта, каюта, жюри.
Салют, брошюра, ягода, земля.
VII/ Домашнее задание
- Домашнее задание параграф 61, упр. 312 (по заданию) (объяснить)
VIII. Рефлексия. Итог урока.
Какую тему мы сегодня изучали? (Двойная роль букв е, ё. ю, я)
Какую же двойную роль выполняют буквы е, ё. ю, я?
- Оцените вашу работу. Продолжите фразы (на слайде):
Сегодня на уроке я узнал………
Я научился...
Было трудно…
- Молодцы, сегодня на уроке вы были активны, старались правильно отвечать, четко формулировать свои ответы. Вы помните, что сказал мудрец в притче своему ученику, что все в его руках. И сегодня вы это доказали. (Выставление оценок)
- Урок окончен. Всем спасибо за работу.
1 группа
Выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает
Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.
_____________________________________________________________________
2 группа
Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков
Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.
______________________________________________________________________________
3 группа
Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв
Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.
Найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
_______________________________________________________________________________
Найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
_______________________________________________________________________________
Найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
________________________________________________________________________________
Найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
________________________________________________________________________________
Найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.
________________________________________________________________________________
Найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд.