СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дворцы иллюзий и миражей

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дворцы иллюзий и миражей в настоящее время служат целям развлечения. Но некогда тем же свойством зеркал пользовалась, говорят, инквизиция. Она изобрела особую «пытку зеркал», с которой читатель может познакомиться по приводимому далее рассказу.

Просмотр содержимого документа
«Дворцы иллюзий и миражей»

Дворцы иллюзий и миражей


На всемирной Парижской выставке 1900‑го года большим успехом в публике пользовался так называемый «Дворец иллюзий». Он представлял собой, в сущности, как бы огромный, но неподвижный калейдоскоп – настолько огромный, что внутри него могли поместиться сотни зрителей. Вообразите себе шестиугольную залу, каждая стена которой представляет собой огромное зеркало идеальной полировки. В углах, вдоль боковых ребер этой зеркальной призмы, устроены были архитектурные украшения в виде колонн и карнизов, сливающихся с лепкой потолка. Зритель, помещенный внутри такой залы, видел себя затерянным в необозримой толпе людей, в бесконечной анфиладе зал и колонн; они окружали его со всех сторон и простирались вдаль, насколько мог проникнуть глаз.


Детали «Дворца миражей» (в левом углу – модель бабочки).


Причина этого эффекта ясна всякому, знакомому с законами отражения света: ведь тут имеются три пары параллельных зеркал и десять пар зеркал, поставленных под углом – неудивительно, что они дают бесчисленное множество отражений. Рисунок поясняет сказанное.

Схема отражений в шестигранном зале «Дворца иллюзий».


Трудно представить себе, как подавляюще действовала эта бесконечная перспектива зал во «дворце иллюзий», – но все это ничто по сравнению с теми необыкновенными эффектами, которые были достигнуты в Парижском «Дворце миражей». Устроители этого «дворца» пошли еще дальше: они присоединили к эффекту бесчисленных отражений еще эффект мгновенной перемены всей картины. Другими словами, они как бы устроили гигантский и при том движущийся калейдоскоп, – но такой, что зрители помещаются внутри него, а не вне.

Как устроена зала «Дворца миражей».


Во «Дворце миражей» перемена обстановки залы достигается более сложным путем, чем в калейдоскопе, который вращают рукой. А именно: зеркальные стены залы на некотором расстоянии от ребер разрезаны вдоль, и этот зеркальный угол может, как одно целое, вращаться вокруг оси, заменяясь другим. Из рисунка видно, что можно произвести три замены, соответствующих цифрам 1, 2 и 3. Теперь представьте себе, что все углы, обозначенные цифрой 1, заключают в себе обстановку арабского храма, все углы 2 – обстановку тропического леса, а углы 3 – обстановку индийского храма. Тогда одним движением скрытого механизма, поворачивающего зеркальные углы, – тропический лес, словно по волшебству, превращается в храм или залу.

Прибавьте к этому еще ряд удивительных эффектов освещения – и вы поймете, какое поразительное впечатление должен производить на зрителя этот поистине «дворец миражей». Прямо даже не верится, что легким движением руки одного человека мгновенно достигается такой грандиозный эффект, как смена целого обширного лесного пейзажа на безграничную анфиладу арабских зал или величественные своды индийского храма.

А между тем весь секрет волшебства основан на таком простом физическом законе, как всем известное правило отражения световых лучей: угол падения равен углу отражения. Читатель легко может довольно несложным геометрическим построением получить схему расположения этих бесконечных отражений «Дворца миражей».

Дворцы иллюзий и миражей в настоящее время служат целям развлечения. Но некогда тем же свойством зеркал пользовалась, говорят, инквизиция. Она изобрела особую «пытку зеркал», с которой читатель может познакомиться по приводимому далее рассказу.