СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е Ю Кулакова Конструирование предложений с деепричастным оборотом 6-7 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при изучении данной части речи на уроках в 6-7 классах

Просмотр содержимого документа
«Вариант ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

Ход урока

Задание 1. Выполните следующие действия. Каждый раз записывая результат, вы получите предложение.

1) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола сидеть. Выпишите его.

__________________________________________________________________

2) Найдите словосочетание с подчинительной связью примыкание, выпишите слово, которое примыкает к главному.

а) Предоставьте информацию;

б) развеселившийся мальчуган;

в) высоко прыгнуть.

__________________________________________________________________

3) Из предложения На сучке опытные садоводы оставляют два побега выпишите обстоятельство места, выраженное сущ. с предлогом.

__________________________________________________________________

4) Найдите предложение с причастным оборотом, выпишите из него подлежащее и запишите его в форме ед. числа род. падежа.

а) Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости.

б) Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем.

в) Хвойные деревья отличаются обычно жесткими вечнозелеными игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей или иглами, образуют шишки или можжевеловые ягоды.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Выпишите союз из сложносочинённого предложения. Расставьте знаки препинания.

а) Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

б) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

в) Она не сводила глаз с дороги что ведет через рощу.

__________________________________________________________________

6) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола держать. Выпишите его.

__________________________________________________________________

7) Из предложения Лесник всегда знает, где на болоте растет крупная клюква выпишите определение и употребите его в форме ед. числа вин. падежа женск. рода.

__________________________________________________________________

8) Из предложения с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым» выпишите подлежащее. Расставьте знаки препинания. Употребите данное слово в форме ед. числа вин. падежа женск. рода.

а) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел.

б) Шишка соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками.

в) Изредка ухает филин вдалеке надрывается кукушка.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9) Выпишите словосочетание со связью согласование.

а) Потеряли надежду;

б) внезапно стих;

в) в передних лапах

__________________________________________________________________

10) Найдите слово, от которого образовано наречие проворно, употребите его в форме ед. числа им. падежа женск. рода.

__________________________________________________________________

11) Назовите слово, от которого образовано прилагательное беличий, употребите его в форме ед. числа им. падежа женского рода.

__________________________________________________________________

12) Составьте слово из следующих морфем:

приставка в слове выносить;

корень в слове грызет;

суффикс в слове захлопать;

окончание в слове разыскивает.

__________________________________________________________________

13) Во второй предикативной части сложносочиненного предложения найдите словосочетание со связью управление, выпишите зависимое слово с предлогом.

Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин.

__________________________________________________________________

14) Из подчинительного словосочетания со связью управление выпишите главное слово.

а) Семена папоротника;

б) долго собирались;

в) величественный лес.

__________________________________________________________________

15) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола ронять. Выпишите его.

__________________________________________________________________

16) Из предложения Легкие чешуйки сосновых шишек являются уникальным природным материалом для изготовления поделок выпишите словосочетание со связью согласование, где в роли главного слова выступает подлежащее.

__________________________________________________________________

17) Найдите в предложении Дождевые капли падали на землю словосочетание со связью управление и выпишите зависимое слово с предлогом.

__________________________________________________________________

Запишите получившееся предложение

|Сидя высоко на сучке дерева| и |держа крупную шишку в передних лапах|, проворная белка выгрызает из нее семена, роняя легкие чешуйки на землю.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 2. Заполните таблицу, проиллюстрировав ее примерами.

1.

Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому


2.

В деепричастный оборот не входят сочинительные и подчинительные союзы, соединяющие однородные сказуемые или предикативные части сложных предложений


3.

Деепричастие не обособляется, если входит в состав фразеологизмов (засучив рукава, не покладая рук, высунув язык, сломя голову, затаив дыхание, развесив уши)



а) Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.

б) Девушки, тихо переговариваясь и передавая друг другу вещи, вошли в кинотеатр.

в) Чтобы быстрее оказаться на месте, он бежал сломя голову.

г) Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.

д) Он не слышал никого, а просто смотрел в окно затаив дыхание.

е) И надумал было он повернуться, положить ружье на болото и, опираясь на него, выскочить.

ж) Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.



Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Вернувшись домой, мне стало грустно.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Заплывая все дальше в море, мальчику становилось страшно.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Заслушав несколько сообщений, ребятами были сделаны выводы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) Вовка гладил Шарика по спине, виляя хвостом.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Прочитав текст, должна быть сформулирована главная мысль.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Однажды увидев плывущее по реке дерево, древним человеком был изобретен плот.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 4 (творческое). Вставьте в текст деепричастные обороты. Какую роль они играют в тексте? После выполнения задания прочитайте авторский текст.

Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль берега, _________________________________, _________________________________. Кроты, _________________________________, спрятались в свои лабиринты, а солнце закрылось в серую мглу. Природа _________________________________ замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка. И вот бесшумно пошел снег, _________________________________. Снежный ковер,______________ ___________________, опушил вековую ель, лег на ветви березы.


Итог урока.

Ответьте на вопросы

1. Деепричастие – знаменательная часть речи, которая обозначает добавочное действие и характеризует основное действие глагола-сказуемого?

__________________________________________________________________

2. Морфологические признаки деепричастий – сочетание в одном слове свойств глагола и прилагательного?

__________________________________________________________________

3. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом?

__________________________________________________________________

4. Деепричастный оборот, выраженный фразеологическим оборотом, выделяется запятыми на письме?

__________________________________________________________________


Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Вариант учителя»

Ход урока

Задание 1. Выполните следующие действия. Каждый раз записывая результат, вы получите предложение.

1) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола сидеть. Выпишите его.

2) Найдите словосочетание с подчинительной связью примыкание, выпишите слово, которое примыкает к главному.

а) Предоставьте информацию;

б) развеселившийся мальчуган;

в) высоко прыгнуть.

3) Из предложения На сучке опытные садоводы оставляют два побега выпишите обстоятельство места, выраженное сущ. с предлогом.

4) Найдите предложение с причастным оборотом, выпишите из него подлежащее и запишите его в форме ед. числа род. падежа.

а) Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости.

б) Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем.

в) Хвойные деревья отличаются обычно жесткими вечнозелеными игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей или иглами, образуют шишки или можжевеловые ягоды.

5) Выпишите союз из сложносочинённого предложения. Расставьте знаки препинания.

а) Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

б) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

в) Она не сводила глаз с дороги что ведет через рощу.

6) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола держать. Выпишите его.

7) Из предложения Лесник всегда знает, где на болоте растет крупная клюква выпишите определение и употребите его в форме ед. числа вин. падежа женск. рода.

8) Из предложения с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым» выпишите подлежащее. Расставьте знаки препинания. Употребите данное слово в форме ед. числа вин. падежа женск. рода.

а) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел.

б) Шишка соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками.

в) Изредка ухает филин вдалеке надрывается кукушка.

9) Выпишите словосочетание со связью согласование.

а) Потеряли надежду;

б) внезапно стих;

в) в передних лапах

10) Найдите слово, от которого образовано наречие проворно, употребите его в форме ед. числа им. падежа женск. рода.

11) Назовите слово, от которого образовано прилагательное беличий, употребите его в форме ед. числа им. падежа женского рода.

12) Составьте слово из следующих морфем:

приставка в слове выносить;

корень в слове грызет;

суффикс в слове захлопать;

окончание в слове разыскивает.

13) Во второй предикативной части сложносочиненного предложения найдите словосочетание со связью управление, выпишите зависимое слово с предлогом.

Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин.

14) Из подчинительного словосочетания со связью управление выпишите главное слово.

а) Семена папоротника;

б) долго собирались;

в) величественный лес.

15) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола ронять. Выпишите его.

16) Из предложения Легкие чешуйки сосновых шишек являются уникальным природным материалом для изготовления поделок выпишите словосочетание со связью согласование, где в роли главного слова выступает подлежащее.

17) Найдите в предложении Дождевые капли падали на землю словосочетание со связью управление и выпишите зависимое слово с предлогом.

Запишите получившееся предложение

|Сидя высоко на сучке дерева| и |держа крупную шишку в передних лапах|, проворная белка выгрызает из нее семена, роняя легкие чешуйки на землю.

Постановка учебной задачи

Найдите деепричастные обороты в этом предложении. Как расставить запятые при обособлении?

Нужна ли запятая перед союзом и?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть случаи обособления деепричастных оборотов.

Тема урока: (записывают).

Анализ языкового материала

Задание 2. Заполните таблицу, проиллюстрировав ее примерами.

1.

Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому

а)

2.

В деепричастный оборот не входят сочинительные и подчинительные союзы, соединяющие однородные сказуемые или предикативные части сложных предложений

г),

е)

3.

Деепричастие не обособляется, если входит в состав фразеологизмов (засучив рукава, не покладая рук, высунув язык, сломя голову, затаив дыхание, развесив уши)

в),

д)


а) Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.

б) Девушки, тихо переговариваясь и передавая друг другу вещи, вошли в кинотеатр.

в) Чтобы быстрее оказаться на месте, он бежал сломя голову.

г) Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.

д) Он не слышал никого, а просто смотрел в окно затаив дыхание.

е) И надумал было он повернуться, положить ружье на болото и, опираясь на него, выскочить.

ж) Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.

Работа над ошибками

Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

2) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

3) Вернувшись домой, мне стало грустно.

4) Заплывая все дальше в море, мальчику становилось страшно.

5) Заслушав несколько сообщений, ребятами были сделаны выводы.

6) Вовка гладил Шарика по спине, виляя хвостом.

7) Прочитав текст, должна быть сформулирована главная мысль.

8) Однажды увидев плывущее по реке дерево, древним человеком был изобретен плот.

Ответы

1) Подъезжая к станции, я уронил шляпу.

2) Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей.

3) Вернувшись домой, я загрустил.

4) Заплывая все дальше в море, мальчик стал испытывать страх.

5) Заслушав несколько сообщений, ребята сделали выводы.

6) Вовка гладил Шарика, а тот вилял хвостом.

7) Прочитав текст, нужно сформулировать главную мысль.

8) Однажды увидев плывущее по реке дерево, древний человек изобрел плот.

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному производителю действия. Необходимо изменить предложение так, чтобы оба действия (и основное и добавочное) относились к одному и тому же деятелю.

Деепричастный оборот не может употребляться в безличном предложении, если в нем нет инфинитива в составе сказуемого.


Задание 4 (творческое). Запишите текст, вставляя деепричастные обороты. Какую роль они играют в тексте? После выполнения задания прочитайте авторский текст.

Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль берега,___________, ___________. Кроты, ___________, спрятались в свои лабиринты, а солнце закрылось в серую мглу. Природа ___________ замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка. И вот бесшумно пошел снег, ___________. Снежный ковер,___________, опушил вековую ель, лег на ветви березы.

Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, построив подземные царства, спрятались в свои лабиринты, а солнце закрылось в серую мглу. Природа, затаив дыхание замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка. И вот бесшумно пошел снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковер, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лег на ветви березы.


Итог урока.

Ответьте на вопросы

1. Деепричастие – знаменательная часть речи, которая обозначает добавочное действие и характеризует основное действие глагола-сказуемого? (Да)

2. Морфологические признаки деепричастий – сочетание в одном слове свойств глагола и прилагательного? (Нет)

3. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом? (Да)

4. Деепричастный оборот, выраженный фразеологическим оборотом, выделяется запятыми на письме? (Нет)

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)