Эффективная система взаимодействия
учителя-логопеда и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Учитель-логопед Левшина Н.В.
Положительный результат сохранения и укрепления здоровья дошкольников возможен при условии совместной работы сотрудников ДОУ и их родителей, понимании значимости и важности всех форм проводимой оздоровительной работы с детьми.
В своей работе я использую здоровьесберегающих технологии, они являются одним из важнейших средств коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Массаж, физминутки, релаксация, дыхательная, артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика являются неотъемлемой частью логопедической работы. Разнообразные методики позволяют укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни, стабилизировать психоэмоциональный фон, чтобы они могли полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность.
Главными воспитателями ребенка являются родители. Взаимодействуя с семьей провожу работу по соблюдению здорового образа жизни, помогаю осознать необходимость проведения мероприятий по укрепления здоровья детей и тем самым оказать помощь в преодолении речевых нарушений.
Информационно-аналитическая форма работы с семьей включает в себя опросы родителей, анкетирование, которые позволяют выявить, что они делают для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень полезны для ребенка игры с мячом, потому что при этом происходит повышение общего тонуса организма, развитие координированных движений рук, создается положительный настрой в процессе совместного времяпровождения семьи. Родителям предлагаю играть в такие речевые игры с мячом: «Доскажи словечко», «Назови последний звук», «Один – много», «Большой – маленький», которые развивают у детей мышление, внимание, память, помогают закрепить речевые умения и навыки.
Информационно-практическая форма работы подразумевает проведение консультаций, оформление информационных стендов, буклетов, памяток.
При поступлении детей с нарушениями речи в логопункт провожу беседы с родителями, на которых объясняю необходимость проведения с детьми артикуляционной гимнастики с целью укрепления мышечной системы, улучшения кровоснабжения и иннервации органов артикуляционного аппарата, что в дальнейшем облегчает для ребенка процесс устранения дефектов звукопроизношения.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, способствующая формированию речевого дыхания для овладения правильным произношением и построением плавного, слитного речевого высказывания. Применяемые в логопедической работе упражнения дыхательной гимнастики, координируют и ритмизируют дыхательные движения, что в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма, является профилактикой простудных заболеваний. На консультациях рассказываю, как в игровой форме дома можно провести с детьми артикуляционную и дыхательную гимнастику. Важно уточнить последовательность, дозировку и атрибутику этих игр (зеркало, воздушные шары, соломинки, ветрячки, игрушки для выработки целенаправленной воздушной струи). Информационный стенд в логопедическом уголке используется для того, чтобы рассказать родителям, каким образом можно укрепить здоровье детей и одновременно помочь в развитии речи детей.
Пальчиковая гимнастика, применяемая логопедом в непосредственно-образовательной деятельности – одна из разновидностей технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Стихотворная форма проведения пальчиковых игр – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые очень нравятся детям.
С целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, изготавливаю памятки и буклеты, которые несут в себе задачу консультирования. Небольшой объем материала памятки, буклета позволяет познакомить родителей с проблемой, которая является для них актуальной в данный момент: «Как выполнять с детьми артикуляционную гимнастику», «Как развивать мелкую моторику рук у детей». Они могут взять буклет с собой и ознакомиться с его содержанием. Таким образом, обращаю внимание родителей на типичные трудности детей с нарушениями речи, специфические виды стимулирования детской речи, необходимость использования различных способов для их оздоровления.
Дети в течение дня испытывают большие нагрузки на глаза. При проведении консультаций рассказываю родителям, как правильно проводится гимнастика для глаз, чтобы они могли в домашних условиях использовать их для снятия зрительной усталости у детей после игры за компьютером или длительного просмотра мультфильмов.
Для сохранения и укрепления психического здоровья детей с нарушениями речи, на своих занятиях использую такой оздоровительный прием, как релаксация. Этот комплекс расслабляющих упражнений позволяет снять эмоциональное возбуждение у детей, напряжение с мышц рук, ног, шеи, речевого аппарата. Для родителей подготовлены консультации для того, чтобы они могли выполнять эти упражнения дома с детьми вечером и в выходные дни.
Родители заинтересованы в устранении речевых нарушений у детей, сохранении и укреплении их здоровья, стараются узнать различные игры и упражнения, доступные для занятий дома с детьми.
В процессе взаимодействия с семьей создается атмосфера партнерских отношений, общности интересов.