Просмотр содержимого документа
«Эффективность демонстрационного опыта на уроках химии»
Демонстрационный опыт – одно из средств высокой эффективности урока
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знания о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, представление о практическом применении химических знаний.
Для проведения эксперимента на высоком научно-теоретическом и методическом уровне необходимо разнообразное оборудование, в том числе и новейшие технические средства. У нас в кабинете химии достаточно химических препаратов для проведения эксперимента, и все опыты, которые предусмотрены программой мы проводим в полном объеме. Практические работы, которые требуют большого количества горючего материала, вредных, токсичных веществ проводим на демонстрационном столе и вытяжном шкафу. Когда в кабинете будет компьютер и все необходимое для него, многие опыты, которые по технике безопасности мы не имеем право проводить, посмотрим на экране, где съемки ведут в специальных лабораториях.
Опыты, которые проведены в кабинете ученикам дают большой результат. Химические реакции – основной объект изучения химии. Если ребята видят на демонстрационном столе оборудование и химические реактивы, у них уже на перемене возникает интерес к уроку. На третьем уроке в начале года ученики восьмого класса проводят первую практическую работу, знания, которые они получат на этой работе, им нужны при выполнении всех дальнейших работ – приемы нагревания, изучения строения пламени, соблюдения техники безопасности работы с нагревательными приборами – все это остается в их памяти на всю жизнь. Когда ученик это делает сам, а не смотрит на экран, результат-отличный. Практическая деятельность играет важную роль для формирования материалистического мировоззрения учащихся. Важная учебно-воспитательное значение имеет школьный химический эксперимент и для выбора будущей профессии – фармацевт, лаборант на производстве, сталевар и другие специальности. На основе восприятия наблюдаемых явлений у обучающихся формируются представления, а затем понятия. После того, как учащиеся вооружились теорией, приобрели практические умения и навыки, эксперимент становится не только источником знаний новых фактов, но и методом проверки суждений, нахождения неизвестного – например, при решении экспериментальных задач. А таких задач достаточно много включают ЕГЭ, в контрольные тесты. Ученик справится с ними, если он этот опыт видел на уроке, а еще лучше если сам его проделал.
Эффективность демонстрационного эксперимента зависит от постановки конкретной цели и задачи, которые должны быть решены с помощью опыта, построение рационального плана наблюдения, умение фиксировать результаты наблюдения, умение анализировать и обобщать полученные данные - все это стимулирует и управляет наблюдения учащихся, сохраняет в памяти переработанную информацию. Второй год я работаю по программе Кузнецовой Н.Е. Ее программа и учебники с большой практической, экологической направленностью. На уроках говорим с учащимися об охране окружающей среды. Такое направление развития науки носит название «зеленая химия».
Решение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но и от уровня ответственности человека за состояние природной среды.
Наступает весна. На урожай большое внимание оказывают механический состав почвы и ее плодородие, которое в значительной мере зависит от количества растворенных в почве минеральных солей. Избыток солей отрицательно сказывается на росте и развитии растений, а иногда приводит к их гибели. Величина урожая во многом зависит от кислотности почв. Почвы бывают кислые, нейтральные и щелочные. Значение кислотности почвы имеет большое практическое значение. Овощные культуры лучше развиваются на слабокислой почве или близко к нейтральной. Как определить кислотность почвы? Опытным путем (проведение опытов).