Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Эффективные формы работы учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников
Сообщение на Пед.совете ДОУ
подготовила:
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна
2023-2024 учебный год.
Эффективные формы работы учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Ознакомление детей с трудом взрослых – это одна из задач дошкольного образования. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Дети через сказки, рассказы, стихи, телевидение, интернет ресурсы, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях. Подготовка заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребёнка, выявление его способности, наклонности, определённой потребности в той или иной деятельности. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Важная задача учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников с речевыми нарушениями – способствовать формированию и развитию высказывания. У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации. Одним из таких являются настольные дидактические игры.
Задачи логопедических игр:
активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»;
стимулировать речь ребёнка;
способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи;
развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог.
В старшей группе детям чаще требуется помощь наводящих вопросов от педагогов, в подготовительной к школе группе, дети, как правило, хорошо справляются сами.
Настольные дидактические игры
Игра «Кто это? Чем занимается? Что делает?» (для детей младшего дошкольного возраста)
Цель: обогащение и уточнение глагольной лексики, дифференциация слов «делает», «занимается» и профессиональных действий людей.
Варианты заданий:
- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – Кто это? Чем занимается? или Что делает?
Пример:
- Это повар. Он готовит еду. Это пожарный. Он тушит пожар.
- можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.
Лото «Профессии» (самая популярная и доступная настольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов, необходимых для работы. Используется для изучения и закрепления профессий.
Дидактическая игра «Кому что нужно? Зачем? Для чего?» Закрепление падежных конструкций: дательный падеж единственного и множественного числа нарицательных имён существительных, способствовать развитию речевого высказывания по типу сложноподчинённого предложения.
Пример:
- Кому нужны ножницы? Зачем?
- Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей.
- Кому нужна поварёшка? Для чего?
- Поварёшка нужна помощнику воспитателя или повару, для того чтобы мешать суп в кастрюле или разливать его по тарелкам.
Дидактическая игра «Кто что делает?» Закрепление глагольного словаря по профессиям. Можно играть в игру сравнение, т.е. способствовать развитию речевого высказывания по типу сложносочинённого предложения с союзом А.
Пример:
- Что делают маляр и учитель?
- Маляр красит стены, потолки, полы, заборы, дома, а учитель учит детей в школе читать, писать, считать.
Дидактическая игра «О чём? На чём? В чём?» Закрепление падежных конструкций: предложный падеж единственного и множественного числа существительных, способствовать развитию речевого высказывания по типу сложноподчинённого предложения.
Пример:
- О чём мечтает музыкант?
- Музыкант мечтает выступать на сцене перед зрителями в театре, чтобы радовать людей своей музыкой.
Разнообразие игр и упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников | Направления работы по профориентации |
Совершенствование произносительной стороны речи (коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия). | Правильное произношение названий профессий, трудовых действий, орудий труда. |
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. | Согласование названия профессии, трудовых действий, орудий труда по числам, родам, падежам. |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, связной речи. | Составление описательных рассказов о профессии по опорным схемам, с опорой на вопросы педагога и т.п. |
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементарными навыками письма и чтения. | Чтение коротких предложений с картинками, печатание названий профессий, трудовых действий, орудий труда |
Источники информации:
https://belyaeva-lenschmolokovo.edumsko.ru/articles/post/3258668
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-logopedicheskie-igry-po-ranei-proforientaci-v-doshkolnom-vozraste.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/01/organizatsiya-raboty-uchitelya-logopeda-po-ranney-0