СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эффективные формы работы учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников". Сообщение на пед.совете ДОУ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на пед.совете ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"Эффективные формы работы учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников". Сообщение на пед.совете ДОУ.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»















Эффективные формы работы учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников

Сообщение на Пед.совете ДОУ









подготовила:
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна













2023-2024 учебный год.

Эффективные формы работы учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Ознакомление детей с трудом взрослых – это одна из задач дошкольного образования. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Дети через сказки, рассказы, стихи, телевидение, интернет ресурсы, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях. Подготовка заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребёнка, выявление его способности, наклонности, определённой потребности в той или иной деятельности. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).

Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Важная задача учителя-логопеда по ранней профориентации дошкольников с речевыми нарушениями – способствовать формированию и развитию высказывания. У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации. Одним из таких являются настольные дидактические игры.

Задачи логопедических игр:

  • активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»;

  • стимулировать речь ребёнка;

  • способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи;

  • развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог.

В старшей группе детям чаще требуется помощь наводящих вопросов от педагогов,  в подготовительной к школе группе, дети, как правило, хорошо справляются сами.

Настольные дидактические игры

  1. Игра «Кто это? Чем занимается? Что делает?» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: обогащение и уточнение глагольной лексики, дифференциация слов «делает», «занимается» и профессиональных действий людей.

Варианты заданий:

- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – Кто это? Чем занимается? или Что делает?

Пример:

- Это повар. Он готовит еду. Это пожарный. Он тушит пожар.

-  можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.

  1. Лото «Профессии» (самая популярная и доступная настольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов, необходимых для работы. Используется для изучения и закрепления профессий.

  • Дидактическая игра «Кому что нужно? Зачем? Для чего?» Закрепление падежных конструкций: дательный падеж единственного и множественного числа нарицательных имён существительных, способствовать развитию речевого высказывания по типу сложноподчинённого предложения.

Пример:

- Кому нужны ножницы? Зачем?

- Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей.

- Кому нужна поварёшка? Для чего?

- Поварёшка нужна помощнику воспитателя или повару, для того чтобы мешать суп в кастрюле или разливать его по тарелкам.

  • Дидактическая игра «Кто что делает?» Закрепление глагольного словаря по профессиям. Можно играть в игру сравнение, т.е. способствовать развитию речевого высказывания по типу сложносочинённого предложения с союзом А.

Пример:

- Что делают маляр и учитель?

- Маляр красит стены, потолки, полы, заборы, дома, а учитель учит детей в школе читать, писать, считать.

  • Дидактическая игра «О чём? На чём? В чём?» Закрепление падежных конструкций: предложный падеж единственного и множественного числа существительных, способствовать развитию речевого высказывания по типу сложноподчинённого предложения.

Пример:

- О чём мечтает музыкант?

- Музыкант мечтает выступать на сцене перед зрителями в театре, чтобы радовать людей своей музыкой.

Разнообразие игр и упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.



Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Направления работы

по профориентации

Совершенствование произносительной стороны        речи (коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова  и фонематического восприятия).

Правильное произношение названий профессий, трудовых действий, орудий труда.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Согласование названия профессии, трудовых действий, орудий труда по числам, родам, падежам.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, связной речи.

Составление описательных рассказов о профессии по опорным схемам, с опорой на вопросы педагога и т.п.

Подготовка к обучению грамоте, овладение  элементарными навыками письма и чтения.

Чтение коротких предложений с картинками, печатание     названий     профессий, трудовых действий, орудий труда





Источники информации:

https://belyaeva-lenschmolokovo.edumsko.ru/articles/post/3258668

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-logopedicheskie-igry-po-ranei-proforientaci-v-doshkolnom-vozraste.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/01/organizatsiya-raboty-uchitelya-logopeda-po-ranney-0