СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные методы формирования функциональной грамотности на уроках математики. Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы формирования функциональной грамотности на уроках математики.»

Эффективные методы формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Функциональная грамотность - это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

  • Как игровой момент на уроке;

  • Как проблемный элемент в начале урока;

  • Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

  • Как задание для смены деятельности на уроке;

  • Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

  • Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

  • Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответветствии с какой-то образовательной технологией;

  • Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления. Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины или стать основой для внеклассного мероприятия.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.

  • Технология критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

  • Технология проблемного обучения позволяет не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

  • Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

  • Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

  • Информационно-коммуникационная технология позволяет организовать работу с разными источниками информации Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неѐ очень важно в обучении.

  • Личностно-ориентированная технология создает учебную ситуацию, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Для формирования математической грамотности использую примеры заданий, имеющие связь с другими предметами:

Математика-физика

1. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)

Математика-биология

1. Мама-слониха имеет массу 600 кг. Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.

Математика-экономика

1. Рабочий купил компьютер за 11400 р. в кредит. При покупке он внёс 2/5 части от стоимости компьютера. Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег рабочий выплачивал ежемесячно?

Математика-история

1. В московском Кремле находятся Царь-колокол и царь-пушка. Вес колокола 200 тонн, вес пушки 20% веса колокола Сколько тонн весит царь-пушка?

Для выполнения такого типа заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека.

К ним отнесены:

  • пространственные представления;

  • пространственное воображение;

  • свойства пространственных фигур;

  • умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;

  • умение работать с формулами;

  • знаковые и числовые последовательности;

  • нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;

  • действия с процентами;

  • использование масштаба;

  • использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;

  • умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.

Можно применять полученные знания и умения на уроках к решению проблем, возникающих в повседневной практике

Примеры заданий с проблемной ситуацией использую для работы в группах

Составьте геометрическую прогрессию:

1. Ежедневно каждый болеющий гриппом может заразить четырех окружающих.

Какой вывод мы можем сделать?

2. Дима на перемене съел булочку, не помыв руки. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 минут происходит деление бактерий (они удваиваются).

Какой вывод мы можем сделать?

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи составляем математические словари, пишем математические диктанты. Выполнение заданий, направлены на формирование навыков грамотного написания, произношения и употребления имен числительных, математических терминов.

Все задания направлены на развитие математической и естественнонаучной грамотности. Они предполагают развитие способности учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания и дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Задания в ОГЭ по математике тоже принимают характер прикладной направленности.

Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей профессией, изменить их эмоционально-чувственное отношение к предмету позволяют задачи прикладного характера с разными видами контекста

  • Личный контекст

  • Мама отправила в 10 часов утра Мишу за покупками в магазин. Это был день недели - среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала мальчику с собой 500 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.(Приводится таблица с данной информацией) Как вы думаете, в каком магазине Миша сделает выгодную покупку?

  • Общественный контекст (образование)

Перед Вами информация по теме «Чем занято человечество?» (Круговая диаграмма)

По данным информации ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения работает в сельском хозяйстве?

Б) Сколько процентов населения работает в сфере услуг?

В) На сколько процентов превышает количество населения, занятого в сельском хозяйстве, население, занятое на промышленных предприятиях?

  • Общественный контекст (трудовая деятельность)

Ник хочет проложить прямоугольный внутренний дворик своего нового дома. Длина внутреннего дворика 6,5 метров, а ширина 3 метра. Для одного квадратного метра дворика Нику понадобится 81 кирпич.

Вычислите, какое количество кирпичей потребуется Нику для целого внутреннего дворика.

  • Профессиональный контекст

Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?».(Гистограмма) Изучите их и ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?

Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?

В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?

Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?

Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?

Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

  • Научный контекст

Задача 1. В России проводился опрос населения, чтобы определить уровень поддержки президента на предстоящих выборах. Четыре газеты провели свои собственные опросы населения страны. Результаты этих опросов приведены ниже.

Газета 1: 36,5% (опрос проводился 6 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать).

Газета 2: 41,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать).

Газета 3: 39,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 1000 граждан, имеющих право голосовать).

Результаты какой газеты лучше всего использовать для прогнозирования уровня поддержки президента, если выборы будут проводиться 21 января? Укажите две причины при обосновании вашего ответа.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.