СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные модели и техники общения педагога с субъектами образовательного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные модели и техники общения педагога с субъектами образовательного процесса»

Эффективные модели и техники общения педагога с субъектами образовательного процесса


Краснова С. Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников

Информационная часть

Изменившаяся ситуация в образовании требует пересмотра традиционного представления о позициях педагога с субъектами образовательного процесса. Согласно современным представлениям, эффективной моделью общения является совместная деятельность, сотрудничество педагога с детьми. Умение педагога наладить конструктивное сотрудничество с детьми и родителями создает обстановку свободного самовыражения, оптимизирует воспитательно-образовательный процесс.

Для эффективного общения с детьми педагогу необходимо владеть следующими компетенциями:

- интеллектуальная (знания о психологических, индивидуальных и возрастных особенностях детей);

- коммуникативная (навыки общения);

- социально-психологическая (навыки установления адекватных отношений педагога с детьми);

- конфликтная (способность к разрешению конфликтных ситуаций);

- аутопсихологическая (знания о своих психологических особенностях, анализ своих мыслей, поступков).

Какие же условия необходимы для организации эффективного взаимодействия педагога с детьми?

  • психический контакт (имеется в виду взаимная заинтересованность);

  • социальный контакт (систематическое осуществление учителем действий с целью вызвать соответствующую реакцию; получение единого конечного результата);

  • межличностные отношения (возникновение в процессе деятельности адекватных межличностных отношений, обмен эмоциями, регуляция эмоций).


Практическая часть

Далее предлагаются модели общения педагога с учащимися.

Наш привычный язык связан с «Ты-сообщениями». Например,: «Почему ты опять не выполнил домашнее задание», «Ты безответственный ученик». «Ты-сообщение» вызывает раздражение, конфликты. Ответственность при этом остается за тем, кто высказывается, а ученик может занять оборонительную позицию.

Что же представляет из себя «Я-сообщение». Оно более тактично, но представляет сложность для того, кто говорит. Это сообщение о том, что вы хотите, а не о том, что нужно делать ученику. В этом случае ответственность плавно переходит к ученику. При «Я-сообщении» учитель предоставляет возможность принять решение ученику самому, тем самым предотвращая повторение нежелательной ситуации.

Далее учителям предлагается перефразировать «Ты-сообщения» в «Я-сообщения».


Модели общения педагога с учениками


Ты-сообщения

Я-сообщения

С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь



Мне все равно, что тебя не было в школе, надо было позвонить и узнать задание


Где ты был так долго? Тебя все время надо ждать



Во время урока ты всегда занят не тем, чем надо



По твоим глазам вижу, что ты опять говоришь неправду


Если ты такой умный, выходи и рассказывай за меня


Почему из-за одного тебя должен весь класс страдать



Далее рассмотрим технику общения «активное слушание». Воспитателям предлагается ознакомится с целями и правилами «активного слушания» и отработать в специальных учреждениях. Предлагаются приемы «активного слушания»:

- слушать внимательно, обращая внимание не только на слова, но и на невербальные проявления другого (мимика, позы, жестикуляция);

- проверять, правильно ли ты поняты слова собеседника, используя, если нужно, приемы активного слушания;

- не давать советов;

- не давать оценок.

Далее предлагается сформулировать, ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать и слышать?». На листочках каждый пишет ответ на вопрос.

Слушать – направлять слух на что-либо.

Слышать – различать, воспринимать слухом.

Суть активного слушания заключается в:

- развитии способности к рефлексии;

- облегчение решения проблем ребенка;

- повышении коммуникативных способностей.

Для отработки техники целесообразна работа в парах. Один из участников «говорящий», второй «слушающий». «Говорящий» в течение трех минут рассказывает о проблемах в общении на основе записей в таблице. Слушающий соблюдает правила хорошего слушания (с использованием данных приемов). Беседа в парах останавливается: «А сейчас скажите, что в поведении слушающего помогало и что затрудняло рассказ». Затем участники меняются местами.



В последнее время широкое распространение в понимании структуры общения получил так называемый трансактный анализ общения. Автор этого подхода Э. Берн утверждал, что человек может находиться в одном из трех состояний «Я», в состоянии «Ребенка», «Взрослого», «Родителя». «Ребенок» в общении руководствуется только желаниями и эмоциями. «Взрослый» – зрелая размышляющая часть личности. В этом состоянии учитель действует «как следует», с учетом обстоятельств и ситуаций. «Родитель» подчиняет свои действия традиционно сложившимся представлениям и действует «как надо».

Далее учителям предлагается тест для определения состояния «Я».


СОЧЕТАНИЕ СОСТОЯНИЙ «Я» В ПОВЕДЕНИИ

  1. Мне порой не хватает выдержки в воспитании детей.

  2. Если желания мешают мне, то я умеют их подавлять.

  3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

  5. Меня провести нелегко.

  6. Мне нравится быть учителем.

  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

  8. Думаю, что хорошо разбираюсь в вопросах воспитания детей.

  9. Каждый должен выполнять свой долг.

  10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

  11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.

  12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

  16. Я – увлекающийся человек.

  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

  18. Мои взгляды непоколебимы.

  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

  20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

  21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.


Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

  1. Состояние «Взрослый»: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

  2. Состояние «Ребенок»: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

  3. Состояние «Родитель»: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.


Характеристики:

Состояние «Взрослый». Вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны, не склонны к назиданиям и поучениям.

Состояние «Ребенок». Вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Состояние «Родитель». Для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности. При взаимодействии с другими людьми чаще говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.


Модели и техники эффективного общения с детьми содержатся в предыдущем материале «Социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативной компетентности педагога.



Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб,

1992.

  1. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект. – М: ЛСТ, 2008.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М: Просвещение, 2011.

  3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – Просвещение, 2011.


5