Эффективные стратегии взаимодействия педагогов доу с родителями
Голоскова зоя борисовна,
учитель-логопед
Принципы взаимодействия с родителями
Гуманистический
- Команда специалистов
- Команда специалистов
Комплексный
- Что делать и как с ребенком, а не то, какой он
- Что делать и как с ребенком, а не то, какой он
Деятельностный
- Партнерские взаимоотношения с родителями
- Партнерские взаимоотношения с родителями
Субъект-субъектный
- Аналитический (только педагоги )
- Какое именно поведение ребенка рассматривать:
- Общие правила поведения(вспыльчивость, агрессия, нежелание общаться);
- Общение со сверстниками;
- Общение со взрослыми;
- Саморегуляция (ответственность ДОУ!!!)
- Самообслуживание;
- Участие в занятиях;
- Участие в мероприятиях.
Необходимо учитывать семейную ситуацию, время нахождения ребенка в ДОУ.
2. Почему это поведение неправильно, не нормативно?
Аргументы с точки зрения:
- возрастной норматив;
- Ролевые требования;
- Социально-педагогические нормативы;
: 3. Устойчивость поведения. Поведение нарушается:
- В конкретных ситуациях(каких именно);
- Безотносительно ситуации;
- В зависимости от погоды, состояния здоровья, внешних стимулов.
Ii этап: нарушения(только педагоги )
- Нарушение поведения Нормативно развивающегося ребенка;
- Нарушения поведения неясны ( требуют уточнения, дополнительной информации от родителей);
- Нарушения поведения ясны(уже поставлен медицинский диагноз, есть ярко выраженные с точки зрения типа психические нарушения).
Iii этап: Консультационный (педагоги + родители ):
- Кто говорит о проблеме?
- Кому говорить?
- Что именно?
- Как?
- Зачем?
Установление контакта с родителями
- Коммуникативная стратегия :
- Не причинение вреда;
- Ответственность;
- Компетентность;
- Безоценочность;
- Конфиденциальность.
- Причина опасений(в отношении именно этого ребенка!!!);
- Я беспокоюсь, не очень понимаю…
- Описание конкретного поведения ребенка
А) установление контакта с родителями - ошибки
- «ты - Вы » подход: вы не научили
- Сбрасывание ответственности на родителей
- Оценочность (ведет плохо)
- Оппозиционность (противопоставление ДОУ родителям)
Обсуждение «проблемной» зоны поведения ребенка
Безоценочное описывание нарушения поведения( мы-стратегия)
Ошибки:
- Генерализация(всегда всех бьет);
- катастрофизация
Определение стратегии совместной работы:
« мы в детском саду будем…, а вы дома постарайтесь…»
- Ошибки:
- Неравное распределение обязанностей;
- Нечеткая стратегия работы.
- Определение способов поддержания контактов:
- Когда и как будет поддерживаться связь, обсуждение результатов.
Практическая часть
Мальчик 6 лет. ДОУ посещает первый год, ранее не ходил в детский сад по причине соматического заболевания.
Воспитатели отмечают, что он плохо контактирует со сверстниками. Так, во время игры, он ведёт себя дурашливо, разрушает построенную детьми конструкцию машины, щипает, отвлекает игроков, при этом смеётся.
Когда ребята начинают его отталкивать от себя, он злится, может сильно ударить ребёнка. Воспитатель наказывает мальчика (сидит на стуле один).
На наказание реагирует демонстративной обидой, протестным поведением («он первый начал, больше ничего не буду делать для вас»).
Мальчик 4 года. ДОУ посещает 1 год. Легко контактирует со взрослыми и детьми, при этом не меняет манеру общения со знакомыми и новыми воспитателями. Играть с игрушками не любит, больше бесцельно бегает по группе. На занятиях не проявляет интереса, не включается в деятельность по просьбе воспитателя. С предлагаемым дидактическим материалом проделывает хаотичные манипулятивные действия. Но если воспитатель его хвалит, готов выполнить любое задание, даже если не знает как. Быстро утомляется, сползает со стула, вернуть его на место воспитатель не может.
Мальчик 5 лет. ДОУ посещает 2 года. Очень общительный, подвижный. Не дифференцирует способы общения со сверстниками и воспитателями. Ко взрослым обращается на «ты», пререкается в ответ на замечания, не слушает указаний, не соблюдает правила поведения, постоянно нарушает дисциплину. Задаёт много вопросов на занятиях, но не по теме, а явно демонстрируя свою осведомлённость в чём-то для него более интересном. Бестактен, делает замечания в адрес воспитателя по поводу его внешности и возраста («у тебя кривые зубы», «ты уже старая?»).
Девочка 5 лет. ДОУ посещает 1,5 года. Общительная, но неусидчивая. Не может заниматься долго одним делом. Нет устойчивых отношений с другими детьми, одинаково относится ко всем. Предпочитает подвижные игры, при этом «заигрывается», начинает дурачиться, бегать, нарушая все правила. На занятии, во время еды всё время ёрзает на стульчике, иногда падает с него на пол, смеётся при этом. Спит плохо, дрыгая ногами, жалуется, что ей неудобно, жарко, тесно и проч. Когда за ней приходит мама, начинает безостановочно носиться по всей группе, не слыша ни воспитательницу, ни маму.
Благодарю за внимание