СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ширинская средняя школа №4 имени Героя Советского Союза А.Е.Толмачева














«Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников»






Черняк Анастасия Дмитриевна

учитель начальных классов









2021 г.

Введение

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»

Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Планируемые результаты освоения программного материала средствами смыслового чтения разработаны на основе системно-деятельностного подхода и определяют как уровень актуального развития этого навыка(выпускник научится), так и его ближайшую перспективу(ученик получит возможность научиться).

Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Задачи:

  1. Проанализировать используемые в педагогике технологии по формированию навыков смыслового чтения.

  2. Наметить основные приемы и этапы в работе по технологии продуктивного чтения.

  3. Выделить эффективные методы и приёмы, специальные упражнения, отвечающие поставленной цели.





Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации и откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то его составляющие части будут в структуре всех универсальных учебных действиях:

  • В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

  • В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • В коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование умений, таких как:

• выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

• пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

• отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

• определять эмоциональный характер текста;

• выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

• определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

• уметь прогнозировать содержание читаемого;

• формулировать тему небольшого текста;

• находить главную мысль, сформулированную в тексте;

• определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Таким образом, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках

является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.


В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;

2) вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.

3) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.

Существует несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке.

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

2. Приём «Составление краткой  записи  задачи» 
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

3. Приём  «Составление вопросов к задаче» 
Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» 

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.
5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»  Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём  «Кластер» 
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

7. Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

8. Приём  «Верные и неверные утверждения» 
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.