Экология сознания – экология души – экологическая этика
Природа не признает шуток, она всегда правдива,
всегда серьезна: она всегда права, ошибки же и
заблуждения исходят от людей.
И. ГЕТЕ
Чтобы уметь управлять Природой, надо уметь ей покоряться.
Японская мудрость.
Экология вбирает в себя исследования многих разнообразнейших процессов социального характера, сопряженных с жизнью человека, его деятельностью, жизнеобеспечением, поведением общества, состоянием человечества вообще и всей биосферы в целом. Поэтому в сферу науки экологии вошли экономические, политические, нравственные, этические, эстетические гуманистические и культурологические категории. Все это обусловило становление экологии как комплексной, интегральной науки, ориентированной на решение ряда антропоцентрических проблем. Экологию часто именуют синергетической областью знаний (т.е. наукой обо всех существующих связях в природе), которая включает в себя естественнонаучные, социальные и технические сведения о взаимодействии человека и общества с природой.
Результатом освоения основ экологии является становление гуманистического миропонимания и экологического сознания, когда человек начинает строить свои отношения с окружающей действительностью, руководствуясь не потребительскими интересами, а нравственно-этическими установками. Например, такими, как ответственность за свое поведение в природной среде, признание необходимости для природы любого живого существа и его права на существование, понимание важности сохранения биологического разнообразия, признание жизни, добра и красоты, духовности и культуры, главными общечеловеческими ценностями и всеобщим достоянием.
В нашей стране большое внимание уделяется устойчивому развитию общества и природы. Концепция устойчивого развития природы предполагает формирование у людей правильного взгляда на природу Земли, и на роль человека в ней, и, вместе с тем, ставит целью гарантировать каждому человеку и обществу в целом разумное удовлетворение их потребностей во всех областях жизнедеятельности. Поэтому экологическое образование стало частью мировой стратегии в развитии общего образования. В настоящее время главной целью экологического образования стало развитие экологической культуры. Экологическая культура – это важнейшая часть общей культуры современного человека, проявляющаяся во всей его духовной жизни и поступках как особое свойство личности, характеризуемое совокупностью системы знаний по экологии и умений рациональной природопользовательской деятельности, а также уважительным гуманистическим отношением ко всему живому, к человеку и к окружающей среде.
Экологическая культура выражает характер и качественный уровень отношений между обществом и природой. Она проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы.
Приоритетное значение отведено экологическому образованию и подготовке кадров «в области рационального использования окружающей среды», а также ознакомлению с экологическими проблемами «людей всех возрастов». При этом экологическое образование стало существенным компонентом в обучении и воспитании подрастающих поколений.
Экологическое образование сегодня – это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое нравственное, гуманистическое и прагматическое значение.
Одну из главных ролей в экологическом образовании молодого поколения выполняет биология, поскольку эта наука изучает основной вопрос – о жизни.
Совершенно очевидно, что современное общество не решит экологической проблемы, если не изменит свое мышление, культуру, нормы общения с природой. А любовь к малой родине, к природе, ко всему живому- все это закладывается с детства.
У наших предков славян-земледельцев жизнь была сложна и тяжела, но они жили в ладу и согласии с природой, верованиями, трудом и искусством.
Местность, окрестность вместе со всею землею, водою и небом они называли одним словом – природой. Они считали себя неотъемлемой частью природы: жизнь домашних животных никогда не противопоставлялась человеческой, напротив того, домашние животные способствовали воспитанию в человеке нравственного чувства, рождали ответственность за их жизнь. Близость к ним смягчала холод одиночества, который томил душу человека при взгляде на далекое мерцание Млечного пути, помогала преодолеть ужас небытия, смерти, исчезновения.
Общение с природой, ее голоса – шум леса, реки, пение или крик птиц и зверей, гром и молния – пронизывали всю жизнь наших предков и служили основой языческих верований. Традиционные древнейшие народные поверья, освещаемые богатым воображением, совмещались с реальными представлениями, создавали полуфантастические образы поэтического сознания. Наши предки не осмеливались говорить: «ничего нет», предпочитая уклончивое: «кто знает, может, есть, может, нет». Люди не стыдились своей фантазии. Их отношение с природой складывалось на основе диалога с ней, они были собеседниками, относились к ней бережно. Эти отношения определялись, прежде всего, традициями народной морали.
Нравственный человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, может ли она, и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и раздавит ни одно насекомое.
«Этика – есть безграничная ответственность за все, что живет» - сказал великий гуманист Альберт Швейцер эти замечательные слова.
Если человек не мог предвидеть последствий своих действий в природе и выбрать соответствующим целям средства, то в этом случае будет разрушен и нравственный результат, такое экологическое действие можно оценить как проявление безответственности. Таким образом, нравственное, а следовательно, ответственное поведение в природе требует от человека не только добрых чувств и хороших намерений, но и умения наилучшим образом воплощать их в поступках, умения в любой экологической ситуации совершать оптимальный нравственный выбор. Для этого необходимы определенные экологические знания, анализ ситуации, умение согласовывать личные интересы с интересами общества.
Но естественнонаучные знания, в первую очередь, знание экологии, нейтральны относительно нравственности. Они получают моральную оценку, становясь средством достижения цели охраны, или, напротив, разрушения природы. Научные знания стимулируют принятие решений, потому что делают действия человека более компетентными, квалифицированными. Они придают человеку уверенность, решительность в действиях, поступках, укрепляют чувство собственного достоинства, развивают логику мышления, учат доказательности. Вот почему так важно в процессе принятия решений опираться на логику доказательств, уметь делать из них выводы прикладного характера, имеющие техническое или технологическое значение, а также понимать моральные и правовые нормы отношения к природной среде, где эти законы действуют.
Владение знаниями, следовательно, должно сочетаться с совестью, с моралью, и только в этом случае возникает ответственность за принимаемые решения, т.е. за цели и способы деятельности.
В общественной мысли нарастает осознание взаимообусловленности двух запретов: экологического и нравственного. Все мы должны почувствовать себя одной семьей, судьба которой зависит от всех ее членов.
Этот основной принцип нравственного мышления требует для своего обеспечения не только нового мышления политиков, но и осуществления широкой международной просветительской программы, направленной на формирование у каждого человека новых моральных принципов, определяющих характер отношения к природе людей и общества в целом.
Молодое поколение необходимо убедить в том, что общество должно взять на себя функции обеспечения восстановительной способности природы. Правда, это сложный и дорогостоящий путь. Поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого на основе познания себя и мира, в котором мы живем, и прежде всего на базе глубоких экологических знаний. Необходимо убедить молодых людей, что экологические знания, в первую очередь, влияют на нравственно-мировоззренческую позицию человека, его сознание и мышление.
Мы, наконец, все больше приходим к пониманию простой мысли: все в мире взаимосвязано, и нельзя решать какую-то одну проблему, пренебрегая другой. Нужно делать это одновременно – и собирать единомышленников, людей, любящих природу и желающих ее сохранить, и активно бороться против ядерной угрозы. Мы должны сохранить эту маленькую песчинку во Вселенной, которой является наша Земля. Уберечь и от своего пагубного влияния, и от той глобальной опасности, какую сами породили. Следует все время помнить, что мы лишь маленькая вспышка сознательной жизни, а это ко многому обязывает (Рерих С.Н.).
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Тарковский А. Посредине мира. М., 1983.