СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2022. Русский язык. Тест №17

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2022. Русский язык. Тест №17

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2022. Русский язык. Тест №17»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

При пародонтите лёгкой степени тяжести симптомы заболевания пародонта слабо выражены. Периодическая кровоточивость возникает во время чистки зубов, при употреблении жёсткой пищи. В ходе осмотра выявляют нарушение целостности зубоэпителиального соединения, присутствуют пародонтальные карманы. Зубы неподвижны. Вследствие оголения корня зуба возникает гиперестезия.
При пародонтите средней степени тяжести наблюдается выраженная кровоточивость, глубина пародонтальных карманов — до 5 мм. Зубы подвижны, реагируют на температурные раздражители. Зубные перегородки разрушаются до 1/2 высоты корня.
При воспалительном поражении пародонта 3 степени пациенты указывают на гиперемию, отёчность дёсен. Пародонтальные карманы достигают более 6 мм. Определяют подвижность зубов 3 степени. Резорбция кости в участке поражения превышает 2/3 высоты корня.

(Медицинский справочник болезней)


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) Текст насыщен терминологической лексикой (например: гиперестезия, гиперемию, резорбция).
2) В качестве основных средств связи используются повторы слов, формы слов, однокоренные слова (например: пародонтите; зубы — зуба; зубы — зубные).
3) Широко использованы простые и составные производные предлоги (например: при, в ходе, вследствие, до).
4) В тексте отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа, поскольку предъявляемая информация носит предельно обобщённо-отвлечённый характер.
5) Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как для изображения явления действительности употребляются глаголы в форме несовершенного вида настоящего времени (например: возникает, выявляют, присутствуют).


2. Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Текст относится к стилю речи.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в 3 абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ПОРАЖЕ́НИЕ, -я, ср.

1. Действие по глаг. поразить—поражать (в 1 знач.). Поражение цели.

2. Разгром противника, выведение его из состояния боеспособности. Нанести поражение противнику. Потерпеть поражение в бою. 

3. Повреждение, нанесенное каким-л. оружием. - Припал я к нему, а у него и дыхания нет… После оказалось: два поражения в грудь, навылет. 

4. Повреждение, болезненное изменение в ткани, органе и т. п. Поражение сетчатки глаза.  Поражение сердечно-сосудистой системы.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

про­зор­лИ­ва обост­рИть дис­пан­сЕр бух­гАл­те­ров де­ше­виз­нА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Какое именно было дело, сейчас уже и не помню – разве запомнишь все ЖИТЕЙСКИЕ мелочи?

Перстень этот – работа ИСКУСНОГО мастера конца прошлого века.

У стен крепости вместо узкой КАМЕНИСТОЙ кромки – благоустроенный пляж с намытым песком.

В Ворошиловграде, ввиду ограниченности ЖИЛОЙ площади, служебный кабинет отца был перегорожен пополам ситцевой занавеской.

Она стала тосковать по БЫВШИМ временам, когда дети хотели стать космонавтами и лётчиками.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверно употреблённое слово. Запишите подобранное вами слово.


Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме,

одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле,

с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

здоровые ДЁСНЫ вкусных ГРАНАТ сказать БОЛЕЕ ГРОМКО

новых ПОГОН к ДЕВЯТИСТАМ избирателям

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д. неверный выбор падежной формы имени существительного с предлогом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Прочитав аннотацию к книге, мне захотелось купить её и прочитать от корки до корки.

2. По возвращению с работы мать позвала сына ужинать, но он отказался, сказав, что готовится к докладу.

3. Маша, одетая в розовое платьице, выходит из подъезда и пошла вдоль по тротуару к детской площадке.

4. Со своего недоступного острова, оберегаемого войском кораблей, приученных повелевать морем, она властвует великими областями во всех частях света.

5. Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа постскриптум, короткую приписку мелким почерком, не замеченной им раньше.

6. Он подплыл поближе, вглядываясь в тумане в чёрную глыбу на воде, и на миг замер в нерешительности, будто засомневался, стоит ли двигаться дальше.

7. Воодушевлённой возможностью посидеть с Никитой наедине и помочь ему с документами, Оле хотелось болтать без умолку.

8. Бóльшая часть участников конференции, организованной накануне чемпионата, интересовалась составом спортивных сборных.

9. «Кто из вас сегодня опоздали на первое занятие?» – строго спросил преподаватель.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1. вырастил, выкосил (траву), пловчиха

2. припереть, понимать, изложение

3. выскочил, касание, поджигать

4. смирился, пригорюнился, творец

5. блистательный, сжимать, выгоревший


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. пр..общил, пр..льстил, пр..вратник

2. и..сяк, бе..престанно, во..ходящий

3. н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал

4. под..тожил, пред..нфарктный, из..мать

5. с..язвил, подош..ю, суб..ект


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. син..ватый, обур..ваемый

2. плюш..вый, азот..стые (соединения)

3. сводч..тый (потолок), сначал..

4. абхаз..кий, скольз..кий

5. завед..вать, парч..вое (платье)


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. (они) стел..т, ове..нный

2. вер..вший, вылет..шь

3. мел..щий (кофе), (они) пол..т

4. выздоров..вший (юноша), высп..шься

5. скач..щий (конь), (они) дыш..т


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Глубокая, (НЕ)ТРОНУТАЯ даже шелестом сухого листа тишина простиралась в лугах.

У этого водоёма были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ твёрдые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов.

Я (НЕ)РАЗ в своей жизни попадал в сложные ситуации, но всегда на моём пути встречались хорошие люди, которые помогали мне.

За окном горел, никак не мог погаснуть (НЕ)ЯРКИЙ, но очень красивый закат.

Разговор был ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, когда в кабинет вошла секретарша директора.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(В)ОТЛИЧИЕ от многих, М. Горький не гонялся за славой; он не пугался критики, но ТАК(ЖЕ) не испытывал и радости от похвалы глупца или невежи.

Мой отец был (ПО)НАСТОЯЩЕМУ искусным плотником, (ЗА)ТО, а ещё за весёлый нрав его уважали в посёлке.

Ещё в глубокой древности люди мечтали о том, ЧТО(БЫ) подняться в небо: в легенде о Дедале и Икаре, которую создали древние греки, (КАК)РАЗ и отразилась эта мечта.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения: мне показалось, БУД(ТО) я оглох во сне; я прислушался и понял, что я не оглох, а (ПО)ПРОСТУ за стенами дома наступила тишина.

Бойцы шли (ПО)ДВОЕ, (ПО)ЗАДИ колонны тащилась повозка с полевой кухней.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

На углу Гороховой – единстве(1)ый извозчик, старик, в потрёпа(2)ом армяке, подпояса(3)ом обрывками вылинявшей вожжи, в рыжей овчи(4)ой шапке, из которой султаном торчит кусок пакли; пузатая мохнатая лошадёнка его запряже(5)а в низкие лубочные санки.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Всю ночь грохотала гроза и ливень гремел по окнам и по крыше дома.

2. Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и командовал.

3. Летом дядюшка уходил либо далеко в горы либо к озеру и проводил там не меньше месяца.

4. У подножия этого холма бесстрашно и беззаботно сидят скрипачи и скрипачки и трогательно наигрывают классические мелодии.

5. Великий курфюрст Богоданной и Светозарной земли обладал железной волей и необычным упрямством.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже (1) выйдя из университета (2) и (3) приготовляясь на свои две тысячи съездить за границу (4) Иван Фёдорович вдруг напечатал в одной из больших газет странную статью (5) обратившую на себя внимание (6) даже неспециалистов.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От сердца нашего избытка,

от доброй воли (1) так сказать (2)

мы в годы юности Магниткой (3)

тебя (4) привыкли называть.

Я просто счастлив тем (5) однако (6)

что помню зимний твой вокзал,

что ночевал в твоих бараках,

в твоих газетах выступал.

И, видно (7) я хоть что-то стою,

когда в начале всех дорог (8)

хотя бы (9) строчкою одною

тебе по-дружески помог. (Я.В. Смеляков)


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда визжит дверь (1) и раздаются басистые голоса (2) Хижнякову кажется (3) что это пришли к нему и за ним (4) и он долго прислушивается (5) пока поймёт (6) кому принадлежит голос.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером (1) где провели лето (2) и (3) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (4) мы со старым егерем (5) ещё долго молча смотрели в небо.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Россия — очень большая страна. (2)Посчитай — она имеет 11 часовых поясов. (3)Берёзы, дубы — эти деревья можно встретить на западе. (4)С точки зрения животного мира в европейской части России разнообразно представлены лисицы, белки. (5)А на востоке — тайга. (6)Там растут кедры, и на них — кедровые орехи. (7)В тайге живут бурые медведи — самые крупные наземные хищники. (8)«Широка страна моя родная» — вот уж действительно справедливы слова знаменитой песни.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.

(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все работники больницы: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все эти люди со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

– (20)Наша больница является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё поломанное, грязное. (27)В чём дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…

– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Вот так унизить… эх… постыдились бы!..

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в больничной столовой и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.

(По В.П. Аксёнову*)

*Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Александр Зеленин – молодой врач, которого направили на стажировку в Круглогорье, чтобы Макар Иванович обучал его.

2) Зеленин не мог поставить диагнозы больным, лежащим в стационаре, потому что в больнице не было необходимой техники и лабораторного оборудования.

3) Макар Иванович участвовал в Великой Отечественной войне, за его плечами было тридцать лет практики, поэтому он считал, что читать «Пособие для сельских фельдшеров» ему, опытному хирургу, незачем.

4) Больница находилась на берегу большого озера.

5) После производственного собрания Макар Иванович, считая себя несправедливо униженным, не вышел на работу.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) В предложениях 3–6 представлено рассуждение.

2) Предложения 11–12 противостоят по смыслу предложениям 9–10.

3) Предложение 17 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 16.

4) В предложении 44 представлено повествование.

5) В предложении 56 представлено описание.


24. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару).

Запишите их.


25. Среди предложений 13–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Персонажи повести Василия Аксёнова “Коллеги”, с которыми мы знакомимся в предложенном фрагменте, – простые люди, оказавшиеся за пределами привычного. Создавая их образы и описывая ситуации, в которые они попадают, автор использует такой троп, как (А)____(“острую щемящую жалость” в предложении 48, “взлохмаченный горизонт” в предложении 56), такие лексические средства, как (Б)____(“мало-мальски” в предложении 17, “семеня” в предложении 32, “напыжился” в предложении 38) и (В)____ (“то и дело” в предложении 11, “ходуном ходил” в предложении 56), а также такое синтаксическое средство, как (Г)____ (предложения 30, 37, 46)».

Список терминов
  1. фразеологизмы

  2. разговорные слова

  3. риторические обращения

  4. эпитет

  5. метонимия

  6. антонимы

  7. вводные конструкции

  8. неполные предложения

  9. олицетворение


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 1245

2 научному

3 4

4 дешевизна

5 былым

6 чёрном

7 гранатов

8 91352

9 235

10 234любая последовательность этих цифр

11 135 любая последовательность этих цифр

12 23

13 неяркий

14 будтопопросту

15 1234

16 23

17 45

18 12567

19 23456

20 1234

21 56

22 –45

23 –145

24 – лечитьврачевать

25 –15

26 – 4218




Проблемы:

1. Проблема выбора между жалостью к людям и справедливой необходимостью. (Что выбрать: пожалеть человека или справедливо наказать, раскритиковать его? С чем сталкивается человек, занимающий руководящую должность? Какова «оборотная сторона» руководящей должности?)

2. Проблема косности. (Что такое косность? В чём она проявляется? Каковы последствия косности? Нужно ли бороться с косностью? Как с ней бороться?)

3. Проблема сохранения профессиональных качеств. (Что нужно делать, чтобы сохранить свои профессиональные качества на высоком уровне? Сколько человек должен учиться в своей жизни?)

4. Проблема сохранения профессиональных качеств врача. (Каким должен быть врач? Какими качествами он должен обладать?)

5. Проблема честности перед самим собой. Проблема критического отношения к себе. Проблема предъявления требований к себе и к людям. (Нужно ли быть честным перед самим собой? Как нужно относиться к самому себе? Какие требования человек должен предъявлять к самому себе и к людям?)

6. Проблема качеств хорошего руководителя. (Какими качествами должен обладать человек, возглавляющий какое-либо дело, становящийся руководителем?)

 

 

Позиция автора:

1. В ситуации, когда перед человеком стоит нравственно-этическая проблема: поступить справедливо или пожалеть человека, даже если его есть за что наказать, раскритиковать, — сделать выбор бывает очень сложно. Особенно остро это проявляется, когда человек становится руководителем: ему приходится стать жёстче для пользы дела. Поэтому человеку, занимающему руководящую должность, необходимо руководствоваться тем, что в конечном счёте принесёт объективную пользу, позволит справиться с теми задачами, которые стоят перед ним, не потеряв при этом в себе человека.

2. Косность — это состояние бездействия и покоя, остановки в развитии, отсутствие необходимости движения вперёд. Косность приводит к тому, что качество того, что делает человек, становится очень низким, потому для такого человека работа становится формальностью, да и сам он превращается в ограниченного человека, который не ставит перед собой целей, плывёт по течению и даже не способен признать это. С косностью нужно бороться, иначе всё застынет на месте, придёт в упадок. Враг косности — действие, отсутствие мещанской тишины, покоя и удовлетворённости бездеятельной жизнью.

3. Человек должен постоянно учиться, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень, иначе наступит остановка в развитии и, как следствие, профессиональная деградация. Чтобы быть профессионалом, человек не имеет права пренебрегать обучением: учиться нужно постоянно.

4. Врач не имеет права относиться к работе формально. Он должен работать добросовестно, сохраняя свои профессиональные знания и навыки, беспрестанно развивая их.

5. Человек должен быть честным с самим собой, способным относиться к себе критически. Важно принимать решения взвешенно.

6. Хороший руководитель должен быть требовательным к себе, уметь предъявлять адекватные требования к другим, заботиться о деле, быть твёрдым, когда это необходимо. Он умеет преодолевать страх, когда это нужно, скрывая его от подчинённых.