№16 Прочитайте текст и выполните задания 1 -3
В попытке классификации молний Араго […] не был первым. Древние римляне, например, делили молнии «по предназначению».
Так, у них были молнии национальные, семейные, индивидуальные.
Кроме того, молнии могли быть предупреждающие, подтверждающие чью-то власть, увещевательные, угрожающие...
Считается, что древние довольно правильно оценивали свойства молнии, в частности стремление её двигаться по металлам. «Особую любовь» молнии к металлам заметил в своей «Метрологии» еще Аристотель: «Случалось, что медь щита расплавлялась, а дерево, его покрывающее, оставалось невредимым».
Наставник императора Нерона философ Сенека писал: «Серебро расплавляется, а кошелек, в котором оно заключалось, остается невредимым». Плиний тоже когда-то заметил, что «золото, медь, серебро, заключенные в мешке, могут быть расплавлены молнией, а мешок не сгорит и даже восковая печать не размягчится».
Издавна известны случаи, когда молнией был причинен значительный материальный ущерб.
В декабре 1773 года разрушено в Бретани 24 колокольни.
8 августа 1769 года молния поразила Сен-Назерскую башню в городе Беосчия (Италия), где хранились все пороховые запасы Венецианской республики - 1030 тонн. Взрыв был ужасен - башня целиком оказалась в воздухе, раздробленная на тысячи обломков, которые каменным дождем упали на город. Приблизительно шестая часть зданий города была полностью разрушена, остальные были в угрожающем состоянии. Погибло более трех тысяч человек.
Все эти случаи, разумеется, вызваны отсутствием громоотвода. Сейчас такого практически не бывает.
1. Самостоятельно подберите наречие меры и степени, которое должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это наречие.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ДЕЛИТЬ. Кого –что. Разъединять на части, распределять. Д. имущество. Д. на порции. Д. учеников на группы.
2) ЗАМЕТИТЬ. Кого –что. Увидеть, обнаружить. З. парус на горизонте. З., что слушатели устали.
3) ПОРАЗИТЬ. Кого –что. Сильно удивить, произвести сильное впечатление. П. неожиданным известием.
4) ОКАЗАТЬСЯ. Обнаружиться, явиться кем-чем-н. Успехи оказались значительными. Сосед оказался старым знакомым.
5) ЧАСТЬ. Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на части.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов.
2) Текст-повествование может быть информативным, ведь он не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
3) Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом.
4) Основные стилевые особенности текста: документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях), логичность.
5) В тексте широко используются цитирование, выполняющее функции иллюстрирования приведённых фактов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) свеклА 2) углубИть 3) закУпорить 4) нАсквозь 5) танцОвщица
5. Подберите к НЕВЕРНО употреблённому выделенному слову пароним. Запишите его.
1. Больному следует ОГРАНИЧИТЬ употребление соли.
2. Ничего не шевельнулось в этой КАМЕННОЙ душе.
3. В день отъезда - очень ПАМЯТЛИВЫЙ для семьи - с самого утра не было солнца.
4. Большинство заданий пособия не только имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ характер, но и хорошо продумано.
5. Бородин участвует в БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ концертах в пользу студентов.
6. Отредактируйте предложение, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы литературного языка.
Дорогой читатель, запомни одну несомненную истину: нету в мире героических и не героических событий, а есть героическое или не героическое их описание.
7. В каком слове есть ошибка в образовании формы слова? Запишите слово правильно.
ШИРОКАЯ авеню ГОРЯЧЕЕ кофе свадебных ГУЛЯНИЙ
ПЯТЕРО телят ПО ОКОНЧАНИИ срока
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Изображение на гербе трех рыцарских шлемов символизируют благородство.
2) Вдруг раздался голос проводника, потерявший меня из виду.
3) Согласно бытующему мнению, предсказать поступки человека невозможно.
4) Прогулка по парку поможет не только узнать город, но и его жителей.
5) Зайдя в неприметный дворик, вашему взору откроется старинная лестница.
6) Все, кто посетил театр, остались довольны спектаклем.
7) Собираясь на пикник, я долго не мог уснуть.
8) Листва, радовавшая глаз яркостью, теперь потускнела.
9) К концу поездки все ребята уже скучали за родителями.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) в..негрет, в..нтиляция, закл..нать
2) зак..пчённый, г..релый, выр..внять
3) запом..нать, оп..рение, подж..гатель
4) выс..вать, по..снение, г..нерал
5) к..мпьютер, раст..лковать, пром..кает
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) бе..связный, ра..плачиваться, ра..жалобить
2) пр..бавлять, пр..брежный, пр..днепровский
3) по..шивка, на..треснутый, о..дышаться
4) пред..юньский, от..грать, меж..нститутский
5) пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) застел..шь, посе..шь 2) независ..мые, закле..вший
3) выстро..вший, увид..вший 4) осме..нный, скле..нное
5) запомн..вшийся, труд..шься
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) щегол..ватый, удушл..вый 2) раскашл..ться, никел..вый
3) окольц..вать, замш..вый 4) марш..вый, просе..вать
5) вспыльч..вый, запрыг..вая
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.
2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.
3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.
4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.
5. Мне НЕ(О)КОМ было даже пожалеть в этот день.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».
2. Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.
3. Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.
4. Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.
5. Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ
диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.
16. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.
2. Осенью откроется выставка молодых московских художников.
3. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.
4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.
5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Старые пароходы (1) приходившие из разных стран (2) дремали у деревянных пристаней (3) тихонько посапывая паром.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Это озеро (1) казалось (2) огромным зеркалом в оправе из тростника. Небывалая и (3) как мне показалось (4) добрая тишина окружала нас.
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Полковник рассказал (1) что манифест об объявлении войны(2) уже вышел в Петербурге (3) и (4) что экземпляр (5) который он сам видел (6) доставлен ныне курьером главнокомандующему.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Будь вы сто раз джентльменом и тайным советником (1) но (2) если у вас есть дочь (3) то вы ничем не гарантированы от того мещанства (4) которое часто вносят в ваш дом сватовство и свадьба.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Второй по численности населения город Ставропольского края – Пятигорск. (2) Известно, что у подножия горы Машук люди жили с незапамятных времен, и, кстати, уже тогда наши предки знали о целебной силе минеральных источников - об этом свидетельствуют древние ванны, вырубленные в травертинах Горячей горы.
(3)Письменное упоминание о селениях в окрестностях Беш-Даг впервые встречается в 1334 году у арабского путешественника Ибн Батута, в начале XVI века посол германского императора Сигизмунд фон Герберштейн рассказывал о пятигорских черкасах — гордом народе, говорящем на славянском языке и исповедующем греческую веру. (4)В середине этого же столетия Иван Грозный женился на «девице из черкас пятигорских» Марии Темрюковне — так черкасские князья породнились с русскими правителями, что сыграло немаловажную роль в истории России.
(5)История же самого Пятигорска началась в 1780 году со строительства Константиногорской крепости, предназначенной для защиты рубежей государства — именно тогда военные обратили внимание на горячие источники у горы Машук, благотворно влияющие на организм. (6)Очень скоро и обычные люди потянулись сюда за исцелением, их становилось все больше. (7)Поэтому для охраны был возведен Пятигорский редут, новое селение нарекли Горячими водами.
(8)В XIX веке началось стремительное развитие курорта, в 1830 году указом императора город стали называть Пятигорском.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2)Поймут ли? (З)Увидят ли то, что он хотел доказать? (4)Почувствуют ли то, что любило его сердце? (5)И кто будет его читатель? (6)От этого зависит, состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
(7)Далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, из букв выходит слово, а всякое слово что-то означает. (8)Слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое. (9)И это называется «чтением». (10)Механизм без духа. (11)Безответственная забава. (12)Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. (13)Таких «читателей» мы все опасаемся, ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл.
(14)Как возникло, как созрело написанное?
(15)Какой-то человек жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. (16)Захотелось ему поведать другим о чём-то таком, что для всех важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, проду-мать и усвоить. (17)Что-то значительное о чём-то важном и драгоценном. (18)И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова.
(19)Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. (20)Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, а иногда всю жизнь. (21)Он не расстаётся с нею ни днем, ни ночью, отдаёт ей свои лучшие силы, свои вдохновен-ные часы, «болеет» её темою и «исцеляется» писанием. (22)Ищет сразу и правды, и красоты, и точности, и верного стиля, и верного ритма, и всё для того, чтобы расска-зать, не искажая, видение своего сердца. (23)И, наконец, произведение готово.
(24)Последний просмотр строгим, зорким глазом, последние исправления, и книга, сокровищница человеческой мудрости, отрывается и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, легковесно-капризному, может быть, враждебно-придирчивому. (25)Уходит без него, автора. (26)Он выключает себя и оставляет читателя, которого совсем не знает, со своею книгою «наедине».
(27)И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. (28)Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств. (29)Иными словами, целое здание духа, которое даётся нам при помощи шифра. (З0)Оно скрыто за этими чёрными мертвыми крючками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. (31)Жизнь, яркость, силу, смысл, дух - должен из-за них добыть сам читатель. (32)Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдет мимо него.
(33)Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (34)Но, к сожалению, это совсем не так. (35)Почему? (36)Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания книги. (37)Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. (38)Оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать, о чём говорит голос автора. (39)Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. (40)Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. (41)Надо пережить страсть страстным чувством. (42)В нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и дали.
(43)Читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (44)Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значи-тельное, чем болел и над чем трудился писатель. (45)Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.
(46)По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает. (47)Каждый человек есть то, как он читает. (48)Все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтённого, как будто бы букетом собранных нами в чтении цветов.
(По И.А. Ильину)
Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».
22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Искусство чтения - сложный процесс, поэтому у читателя должны быть врожденные способности, чтобы овладеть им в полной мере.
2. Литературное творчество - игра фантазии, писатель никогда не вкладывает частичку собственной души в написанное.
3. Писатель создает свои произведения, не надеясь, что его чувства и переживания будут поняты читателем.
4. Морально-нравственные качества человека и круг его чтения взаимосвязаны.
5. Чтение помогает человеку победить одиночество.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предл. 48 дано оценочное суждение по поводу содержания предложения 46.
2. В предложениях 15-18 содержится повествование.
3. В предложении 7 содержится описание.
4. В предложениях 33-38 представлено повествование.
5. Предложение 29 содержит объяснение высказанного в предложениях 27-28 суждения.
24. Из предложений 14-17 выпишите устаревшее слово.
25. Среди предложений 7-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
26. «Используя такие тропы, как (А) ____ (в предложении 29) и (Б) _____ (в предложении 48), И.А. Ильин размышляет о важности владения искусством чтения. (В) _____ («верные образы», «ясно глубокие мысли», «точные слова») и такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) ______ (например, предложения 28, 31, 39), помогают автору текста выразить свои мысли о том, что представляет собой процесс чтения».
Список терминов:
1. ряд однородных членов
2. литота
3. фразеологизм
4. метафора
5. гипербола
6. восклицательное предложение
7. сравнительный оборот
8. эпитеты
9. вводные слова
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема важности владения искусством чтения. (Что значит владеть искусством чтения?) | 1. Владеть искусством чтения - значит вдумчиво читать литературные произведения, ведь хорошая книга - не только источник знания, но и средство нравственного воспитания и развития человека. |
2. Проблема понимания сущности литературного творчества. (В чём состоит сущность литературного творчества?) | 2. Книга - предмет высшего духовного порядка. Это сгусток мудрости, человечности, доброты. Настоящие писатели своими произведениями помогают развивать в людях нравственное начало. |
3. Проблема взаимосвязи чтения и морально- нравственных качеств человека. (Как чтение влияет на формирование нравственных качеств человека?) | 3. Каждый человек есть то, что он читает. Круг чтения формирует наш вкус, пристрастия и интересы. Все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из книг, как будто бы букетом собранных нами в процессе чтения цветов. |
Ответы:
1 – вовсе/совсем/отнюдь
2 – 125
3 – 2345
4 – 235
5 – памятный
6 – нет
7 – горячий
8 - 54912
9 – 25
10 – 25
11 – 125
12 – 35
13- недоброе
14 – также - поэтому
15 – 12
16 – 35
17- 123
18 – 34
19 – 156
20 – 134
21 – 245
22 – 45
23 – 34
24- поведать
25 – 16
26 – 4781