Изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы, их роль в тексте.
Урок русского языка в 10 классе.
Мне холодно. Прозрачная весна В зелёный пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье лёгкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звёзд булавки золотые, Но никакие звёзды не убьют Морской волны тяжёлый изумруд. 1916 О.Э.Мандельштам
Изобразительно-выразительные средства
Словообразовательные
Фонетические
Синтаксические
Морфологические
Лексические
« В каждом слове бездна пространства;
Каждое слово необъятно ,как поэт. Слов немного , но они так точны,что обозначают всё».
Н.В.Гоголь.
Мне холодно . Прозрачная весна
В зелёный пух Петрополь одевает,
Но , как медуза, невская волна
Мне отвращенье лёгкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звёзд булавки золотые,
Но никакие звёзды не убъют
Морской волны тяжёлый изумруд.
О.Э.Мандельштам.
Лексические средства выразительности – тропы.
Метафора
Сравнение
Эпитет
Метонимия
Синекдоха
Олицетворение
Гипербола
Литота
Перифраз(а)
«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» В.Хлебников
Он мог бы сеять, плотничать, ковать, Но вот не вышло – жизнь дала осечку… В.Сергеев
Сравните стихотворные тексты
В трудном ритме прошли года… Я обрёл своё имя! Я друзьями горжусь всегда, Рад бы быть вместе с ними! Все тогда на земле своей Дружно делали дело Для своих войсковых частей И – в разумных пределах! Горд – мне также выпала честь Быть на службе в те годы! У меня, значит, право есть Позабыть все невзгоды!
А я вам говорю, что нет Напрасно прожитых мною лет, Ненужно пройденных путей, Впустую слышанных вестей. Нет невоспринятых миров, Нет мимо розданных даров, Любви напрасной тоже нет – Любви обманутой, больной, - Её нетленно чистый свет Всегда во мне, всегда со мной. И никогда не поздно снова Начать всю жизнь, начать весь путь, И так, чтоб в прошлом бы – ни слова, Ни стона бы не зачеркнуть.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные куполами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
М.Ю.Лермонтов
Пример из текста
Образные
средства
Метафора
Бахрома снегов
Эпитет
Чёрного, полного мглою ущелья
Олицетворение
Обнявшись с другой… речкой
Сравнение
Как змея своею чешуёю, серебряной нитью
- Какие изобразительно-выразительные средства языка относятся к лексическим?
- Приведите примеры использования тропов в речи.
- Какова их роль в текстах художественных произведений?
- С какой новой для вас информацией вы познакомились на уроке, какой вывод для себя сделали?
Определите, какое изобразительно-выразительное
средство использовано в каждом примере и
установите соответствие
Заря молитвенником красным пророчит благостную весть.
1.
А. метонимия
(С. Есенин)
Б. эпитет
Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б.Горбатов)
2.
Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь)
В. метафора
3.
Роняет лес багряный свой убор…
4.
Г. сравнение
(А.С.Пушкин.)
Перед этим горем гнутся горы, не течёт река…(А. Ахматова)
5.
Д. синекдоха
6.
В самом деле, три дома на вечер зовут. (А. Пушкин)
Е. гипербола
Ответы.
1-В
2-Г
3-Д
4-Б
5-Е
6-А