2.Проверка домашнего задания | - Над каким разделом мы продолжаем работу? - Куда на каждом уроке мы совершаем путешествие во времени? - Вы правы, нам есть, что помнить и ценить, чем гордиться и чем дорожить! - Вам предлагается ответить на вопросы по пройденной теме (М. В. Ломоносов) и букву правильного ответа записать в клеточки по порядку. ТЕСТ - Если вы, верно, ответили на вопросы теста, то из букв-ответов должно получиться слово. - Назовите это слово. Поднимите руки, у кого совпали все буквы. | Страницы истории России В прошлое, мы путешествуем по страницам истории государства Российского, мы узнаём, как жили наши предки, мы учимся помнить, ценить и гордиться нашим народом, нашей историей Работа в паре (одна пара работает у доски с обратной стороны) | Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные УУД: -сверять работу с образцом. |
6. Раскрытие темы урока | - Готовы к путешествию в прошлое? (рассказ по презентации) Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой. Ещё в детстве, если, конечно, верить преданию, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. (императрицы, которая правила в России) В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и обвенчалась с Петром III, будущим императором России. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала труды разных учёных и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. Она считала, что образование – это самое главное! В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя « Как бы поступил в таком случае Пётр? ». - Достигли мы первой, поставленной перед собой задачи? Что узнали? Прикрепляются основные сведения: Немецкая принцесса Хорошее образование Образец - Петр 1 Императрица с 1762 года по 1796 год | | Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи |
8. Раскрытие темы урока | - С какой следующей задачей мы должны с вами справиться? Но сначала послушайте о том, какой она приняла Россию. Вот её слова: (зачитывает ребёнок 1 ) «Финансы России были истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство было погружено в долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу». - Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой, об этом мы сейчас узнаем? 1 группа и 2 группа Итоги царствования Екатерины поражают даже сегодня. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн. человек). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За 30 лет – 144 города! Санкт – Петербург становился всё красивее – строились мосты, дворцы, каменные набережные, поставлен памятник Петру Великому – Медный всадник. В правление Екатерины Великой и без того немалая территория государства увеличилась почти на четверть. Чёрное море, которое с древности называли Русским, вновь и теперь уже навсегда стало пределом государства Российского. Причём наше Отечество впервые пополнилось плодородными южными землями, Крым стал нашим. 3 группа и 4 группа Был создан героический Черноморский флот и непобедимая армия, которые за три десятилетия одержали около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России! Императрица ни разу не объявила войну первой. К годам екатерининского правления на каждом шагу применимо слово «впервые»! Вот лишь несколько примеров. Впервые введены бумажные деньги. Медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, приняты меры борьбы с заразными болезнями. Тоже уникальный факт – именно она положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе, сделала себе и сыну Павлу прививки от оспы. Екатерина положила начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения. 5 и 6 группа Екатерина II стала самой русской из российских правителей. Она не просто полюбила новую Родину, она доказывала каждый день свой истинный патриотизм. В течение всей жизни императрица ревностно стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением. И даже слово «Родина» впервые появилось именно при ней. Оно стало символом отношения к своему Отечеству. А ещё Екатерина II имела редкий дар выбирать себе помощников и советников. Именно в это время появилось много выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. (зачитывает ребёнок 2) ! А ещё, она очень любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни. Удивительно, но даже самую русскую традицию: пить чай с мёдом у самовара – ввела Екатерина. Кстати, и собственный День рождения никогда не праздновала – только день ангела по православной традиции. - С какой поставленной задачей мы справились? Можно её назвать Великой? - Это положительные стороны правления Екатерины? (да) - Как вы думаете, были ли отрицательные стороны? Стр. 107- чтение по учебнику - Да, на самом деле, в 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой: 1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы; 2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой. За любую провинность крестьян могли наказать- продать, убить, сослать в ссылку в Сибирь, на Дальний Восток. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона. Крестьяне вели себя по-разному. Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы. - С какой задачей мы уже справились? - С какой задачей нам осталось справиться? - Что вы уже узнали? (показ фото на презентации) - Кто знает этого мореплавателя? В 1787 г. к берегам Приморья, тогда обозначенных на европейских географических картах как Китайская Тартария, или, попросту говоря, край света, подошли два французских фрегата «Буссоль» и «Астролябия» под командованием Жана – Франсуа де Лаперуза. Корабли не рисковали подходить к незнакомому берегу ближе примерно 4 лье (18 км). Как ни всматривались моряки в побережье с помощью подзорных труб, они не заметили никаких признаков обитания людей - ни одной лодки, ни одного огонька жилища или костра. Между тем остановка судов с высадкой людей на берег была крайне необходима. По растениям, образцам почвы можно было получить общее представление об увиденной земле. Не верилось, что она, покрытая «великолепными деревьями и пышной зеленью», необитаема. Несколько дней побережье закрывал туман, наконец французам повезло, и ясным солнечным утром 23 июня фрегаты бросили якоря в обширном заливе.. Сам залив состоял из пяти бухточек, разделенных между собой невысокими сопками, поросшими лесом. Перед высадкой французы тщательно осмотрели побережье в подзорные трубы, но, кроме безмятежно разгуливавших в одной бухте оленей, а в другой медведей, ничего не заметили. «Однако мы так вооружились, садясь в шлюпки, - заметил Лаперуз, - будто нам предстояло сразиться на берегу с неприятелем». Уже в 7 часов утра самые нетерпеливые охотники прямо из лодок открыли стрельбу по зверям, которые тут же скрылись в лесу. Рассмотрев столь огромное растительное богатство, Лаперуз удивился, как такую благодатную землю до сих пор не прибрали к рукам ближайшие соседи, японцы и китайцы. Но люди здесь жили - французы то и дело встречали следы, оставленные их деятельностью. Особенно часто попадались стволы молодых деревьев, срезанных острыми предметами. Нашли остатки более 20 костров, нескольких временных укрытий от непогоды. Кое-где попадались снегоступы - лыжи, удобные для хождения зимой по снегу, а также небольшие корзины из березовой коры, соединенные веревочками, похожие на подобные изделия индейцев Канады. Перед отходом кораблей, сообщил Лаперуз, «мы зарыли в землю различные медали (бляхи) в бутылке и надписью с датой пребывания в заливе». Утром 27 июня 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» покинули залив. - Справились мы с поставленной задачей? Что узнали? | Работа в мини – группах по 4 чел. Дети читают текст и на основе текста находят таблички с основными положениями ! по мере выступления групп появляются таблички Увеличение численности населения Строительство городов Памятник Петру Великому Присоединение южных земель Черноморский флот и армия Бумажные деньги Медицина – вакцинация Образование для бедных Забота о сиротах, стариках, инвалидах Была против военных действий Россия, русские, Родина Выдающиеся люди Усиление крепостной зависимости Восстание крестьян Отправляли в ссылку на Дальний Восток Жан – Франсуа де Лаперуз | Познавательные УУД: - устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций; Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других - умение строить речевое высказывание - допускать возможность существования у людей разных точек зрения |