СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический классный час

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по экологии в 5-6 классе. Цели: расширять представления об окружающей природе, её богатствах, необходимости

её охраны, прививать потребность в охране окружающей природы, воспитывать

любовь к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Экологический классный час»


Экологический

классный час

в 5-6 классе


Классный руководитель:

Кузьминова Т.Н.


Цели: расширять представления об окружающей природе, её богатствах, необходимости

её охраны, прививать потребность в охране окружающей природы, воспитывать

любовь к родному краю.


Ход занятия:

  1. Вступительная беседа

- Земля! Какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит в себе океаны. Облака и их тени. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает в небо птиц, в воды – рыб, в леса – зверьё. Качает на себе города, мосты, башни, дороги.

Все говорят «земля», но каждый видит своё. Космонавт – планету, моряк – берег, геолог – руды и нефть, солдат – образ Родины, хлебопашец – плодородную почву.

Человек стремился к земле, открывал её, давал ей имена, одушевлял её, бился за неё как за святыню и высшую ценность.

Но, между тем, человек осуществлял невиданное давление на природу. А сегодня прогресс особенно остро поставил проблему взаимодействия человека с землёй, человечество всей мощью своего интеллекта переходит от решения жизненно важных задач к стратегии наступления на природу.

Люди забыли, что земля – наша колыбель, они не видят, что планета в опасности, и её состояние ухудшается вместе с развитием цивилизации. И только последнее время человечество забило тревогу: пора изменить своё отношение к природе, её богатства не безграничны, она требует к себе совсем иного отношения, чем это было прежде. Не варварского, потребительского, а грамотного и рачительного. Человек – хозяин на земле, а земля – наша кормилица и колыбель.


2Сообщение учащегося

«Деятельность человека и её последствия»

-Масштабы воздействия человека на природу постоянно увеличиваются. Последствия этого воздействия существенно влияют на здоровье человека и затраты на его хозяйствование.

С высот современной науки и имеющегося исторического опыта человечество, конечно же видит опасность продолжения «гонок» за выгодой, прибылью. Люди очень часто вторгаются в систему причинно-следственных связей природы, будто «слоны в посудную лавку». Например:

  • Человек ежегодно вываливает на поверхность Земли в 3 раза больше шлаков, чем вымывается водами океана

  • Распахивая землю, человек перемещает массу почвы, в 3 раза превосходящую ту, которая выливается с вулканической породой из недр земли. Сельскохозяйственные машины проходят по полям до 25 раз в год, распыляя почву и нарушая её структуру.

Не случайно дефицит почвы связан с дефицитом воды. Ведь пресная вода составляет 3% запасов всей гидросферы. А эрозия почвы влечет за собой обмеление рек, засорение их ядами сельскохозяйственного земледелия. Не секрет, что с каждым годом всё новые страны «кричат» о недостатке воды для питья. Совсем недавно в средствах массовой информации было объявлено о проведении во всем мире «Дня чистой воды» с целью привлечения внимания общественности к этой проблеме. Привычная Н₂О с каждым годом становится всё дороже: приходится бурить водоносные скважины на все большую глубину, на десятки метров углублять колодцы, сооружать дорогостоящие сложнейшие системы очистки, прокладывать много километровые каналы.

И даже при всём при этом во многих населённых странах мира потребление воды лимитируется. Даже города-гиганты ряда западных стран порой идут на решительные меры – запрещают мыть автомобили, в ресторанах все блюда подаются клиенту на одной тарелке, отключают кондиционеры и т.д.

Столь острая нехватка воды обусловлена тем, что её стало меньше. Оборот пресной воды настолько ускорился и возрос, что природа не успевает справляться с очисткой рек и водоёмов от загрязнения.

Отрицательно сказывается деятельность человека на природу и в других областях: разработке полезных ископаемых, вырубке лесов, вылове рыбных запасов. Даже чистый воздух становится дефицитным ресурсом во многих местах нашей планеты. Забирая всё больше кислорода для своих нужд, производство выбрасывает в атмосферу огромные облака углекислого газа и различных примесей, вредных для человека, растений и живых существ – обитателей природы.


3.Работа с иллюстрациями. Составление рассказов по рисункам, подготовленным учащимися на тему охраны природы.


4.Умей видеть!

Человеку надо научиться понимать язык природы.

Люди планеты говорят на разных языках, но язык природы интернационален. Его должны понимать все. Что же хочет сказать нам природа?

Тайны природы неисчислимы. Сколько не открывай их, всё равно не исчерпаешь до дна. Каждое объяснённое наукой явление открывает нам глаза на десятки новых , требующих объяснения. Язык общения с природой усложняется по мере того, как мы рассматриваем её более сложные системы. Человек и природа должны научиться чувствовать друг друга как два любящие сердца : дышать одним дыханием, понимать с полуслова.


5. Как школьники охраняют природу.

О проблемах окружающей среды можно узнать многое. Вы, школьники, получаете эти знания на уроках, из учебников, дополнительной литературы, Интернета. Но современному школьнику недостаточно одних знаний, чтобы научиться понимать природу, ценить её богатства, уметь в будущем по-хозяйски использовать полезные ископаемые, воду, воздух, украшать в зелёный наряд города и сёла, заботиться о братьях наших меньших.

Нужны практические умения и навыки, которые приобретаются в трудовой деятельности. Причём сельские школьники имеют много больше такого опыта, чем их городские сверстники: у каждого дома есть домашние животные, за которыми вы помогаете ухаживать родителям, часто бываете в лесу, поле, на лугу, где можете любоваться красотой природы, оценивать её состояние.

Школьники могут участвовать в озеленении населённых пунктов ( что мы неоднократно делали, помогая местному лесничеству и озеленяя свою школу). Ежегодно мы развешиваем для птиц кормушки собственного изготовления как в школе, так и дома, привлекая и подкармливая птиц в наиболее трудные для них периоды. Наши школьники более чутко относятся к памятникам и достопримечательностям природы. Взять хотя бы муравейники, родники, редкие и исчезающие растения. На прогулках, экскурсиях мы знакомимся с правилами поведения в природе и стараемся беспрекословно им подчиняться: не оставлять после себя мусор, не рвать больших букетов, не собирать в букеты редкие и ценные растения (ландыши, купальницы и др.), не разорять птичьих гнёзд. В нашей школе многие посещают экологический кружок, где более подробно знакомятся с основами природоохранной работы, применяют теорию на практике, притом мы регулярно проводим субботники по благоустройству территории школы и прилегающей местности. Вы знаете, что не всегда приятно убирать мусор за другими и поэтому сами стараетесь не сорить. Традицией стало участие в трудовых десантах по благоустройству нашей местной достопримечательности - Святого источника.

Допустим, что мы активно участвуем в охране родной природы, заботимся о лесе, следим за чистотой рек, очищаем русла от мусора, озеленяем берега, охраняем птиц. А школьники из соседнего села с транзисторами и гитарами распугивают птиц, жгут костры и оставляют после себя в лесу горы мусора.

Вчерашний выпускник школы с помощью трактора ведёт борьбу с оврагами, а другой – руководит фабрикой, которая спускает ежедневно в реку вредные стоки. Как же в таком случае быть?

Нужно создавать общественное мнение и направлять его против тех действий, которые вредят природе. По силе воздействия на человека общественное мнение нередко оказывается сильнее некоторых официально принимаемых мер. Много лет в нашей школе действовала экологическая тропа, которая имела цель следить за природой родного края, видеть не только её красоты, но и замечать неполадки, которые в силах исправить каждый сам.

Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас ваша одноклассница:

М. Дудина «Берегите Землю!»

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на крыльях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити,

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба,

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась,

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только берегите эту Землю!

6. Подведение итогов занятия.