Экологический урок «Вода России»
Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,
учитель начальных классов
2 «Д» класс
Тема урока: Вода России
Цели урока:
Знакомство обучающихся с богатством природы России – водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;
Знакомство со значением воды в жизни человека;
Расширение знания o формах существования воды в природе.
Задачи урока.
знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.
ХОД УРОКА
Орг. момент
– Здравствуйте, ребята. Доскажите словечко:
Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
Постановка темы и цели урока.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, послушав стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!
-Предположите о чем сегодня будем говорить на уроке? Чему учиться?
Мотивация учебной деятельности
Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.
На столе стоит глобус.
Это ребята наша испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательой площадке?
Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. Какие водные запасы Земли вы знаете?
Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).
А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.
Аукцион загадок:
Где я пройду – переполох. (Град.)
И не снег, и не лед,
Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
А серебром деревья уберет. (Иней)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
Белая простыня
По небу плыла. (Облако)
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
Работа по теме урока
-А какое значение имеет вода?
С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым.
Значит вода – это здоровье.
-По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.
Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека
Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)
Физминутка (электронная «Злая тучка»)
Работа по теме урока
Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!(подготовленные дети разыгрывают сказку)
Рыбак:
Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Салым я поспешил
Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Объясните, отчего загрязняется вода?
Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
Как еще человек загрязняет воду?
Бросает мусор, моет машины.
-Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем городе Ивантеевка на реке Уча?
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем отвечают)
Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей)
Надеюсь, вы так и будете поступать.
Практическая работа.
-Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. Вы будете исследователями.
Опыт №1
Вы, наверное, догадались, что у вас в колбе?
Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (Дети демонстрируют.)
Почему?
Она текуча.
Какой сделаем вывод?
Вода-жидкость.
Опыт №2
Всегда ли она жидкая?
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
Какой сделаем вывод?
Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.
Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. .. Вода – это газ, пар.
Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.
Минутка отдыха
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
Работа в группах по карточкам
-Сейчас вы посмотрите мультфильм «Капелька» и ответите на вопросы в карточках. Будьте внимательны.
1ряд.
2 ряд.
3ряд.
-Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода?
Вывод: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.
Рефлексия учебной деятельности
-Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.
-Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.
-Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?
-Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
-И какие выводы сделали для себя?
-Оцените свою работу на уроке с помощью капелек воды( капелька с улыбкой и грустная капелька). Спасибо за урок!