ТЕМА: "Экологические проблемы в биосфере".
Конспект урока
1. Этап определения темы урока
ПознавательныеУУД: определение проблемы и схемы причинно-следственных связей, объектов и явлений
Регулятивные УУД: ставить цели и задачи изучения.
Учащимся предлагаются слайды с работами фотохудожников.
- О чем хотели рассказать авторы работ?
- Какая общая идея фоторабот?
- Какую проблему можно увидеть в них?
Итак, определили общую тему работ "Экологические проблемы" и поставленную проблему "Сохранение живого на Земле".
Запишем тему урока "Экологические проблемы в биосфере".
- Исходя из определенной проблемы «взаимоотношение человека и природы» определим цели и задачи урока.
Цели и задачи урока:
Сформировать знания о месте и роли человека в биосфере;
Рассмотреть сущность современного экологического кризиса;
Расширить и углубить знания об экологических проблемах современности;
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией;
Формировать экологическое мировоззрение;
воспитать экологически грамотных людей.
-Как вы думаете, что необходимо узнать, для изучения взаимодействия человека и биосферы и какие проблемы могут возникнуть?
Определили план изучения материала:
1. Роль биосферы в жизни человека?
2. Что дает природа человеку, как влияет человек на все живое?
3. Какие проблемы возникают при взаимодействии человека с биосферой?
4. Пути решения и охрана биосферы.
2. Этап актуализация знаний.
Познавательные УУД: умение работать с терминами, строить логические рассуждения, работать со схемой.
Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учебе.
Коммуникативные УУД: владение устной речью, аргументировать свое мнение, строить учебное сотрудничество в группе.
-Вспомните, что такое биосфера? Где проходят границы биосферы?
Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами, и преобразованная ими. Граница биосферы охватывает все оболочки Земли.
- Какова роль биосферы в жизни человека?
+ Организмы биосферы дают людям кислород для дыхания, одежду, лекарства, топливо , строительные материалы, сырьё для промышленности, энергию для жизнедеятельности.
- отрицательное воздействие заключается в том, что человек подвержен заболеваниям, вызванным вирусами и бактериям.
- Как человек воздействует на литосферу, атмосферу, гидросферу? (называют экологические проблемы)
3. Изучение нового материала.
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, основы экологического мышления, формирование целостной картины мира.
Коммуникативные УУД: умение высказывать свои мысли и обосновывать сою точку зрения.
-Сегодня экономический рост и развитие человечества, происходят, как правило, за счёт разрушения биосферы.( всех оболочек Земли). В истории развития человечества было несколько экологических кризисов- периодов, когда взаимосвязь человека и природы нарушалась. Рассмотрим особые черты современного экологического кризиса. (стр. 132, найти и записать)
эк. Кризис- Период охоты и собирательства;
эк. Кризис- Период развития земледелия;
эк. Кризис - Быстрый рост промышленности в ХХ в.
Вывод: с увеличением численности людей и развитием его хозяйства растет влияние на природу: вырубаются леса, распахиваются степи, добывают полезные ископаемые, увеличивается загрязнение.
- Что дает природа человеку, как влияет человек на все живое?
- Какие же проблемы возникают при взаимодействии человека с биосферой? (обратимся к учебнику стр. 133) Задание: выписать современные экологические проблемы.
Проблемы, связанные с нарушением среды обитания живых организмов.
Проблемы, связанные с созданием и использованием человеком искусственных веществ.
Проблемы, связанные с прямым уничтожением растительного и животного мира.
4. Этап первичной проверки понимания.
Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, делать выводы, применять экологическое мышления для решения познавательной задачи.
Коммуниктивные УУД: умение работать в группе, владение устной речью.
- Итак, мы назвали проблему и выявили ее причины. Необходимо определить пути решения проблемы.
- Как вы думаете, что для этого необходимо сделать? Как вы можете помочь охране растений и животных?
Вывод: Человек - часть биосферы. Все необходимое для жизни он берет из природы. С увеличением численности людей и развитием его хозяйства растет влияние на природу: вырубаются леса, распахиваются степи, добывают полезные ископаемые, увеличивается загрязнение. Уменьшение биоразнообразия является глобальной экологической проблемой человечества. Причинами появления проблемы являются прямое истребление, уничтожение мест обитания и общее загрязнение. для решения проблемы необходимы принятие законов и контроль за их исполнением, борьба с браконьерством, восстановление лесов, сохранение нетронутых участков природы в виду ООПТ, изучение исчезающих видов и занесение в Красную книгу, разъяснительная и просветительская работа среди населения, чтобы люди жили с пониманием, что каждый из них житель Земли и все ему дает природа.
5. Рефлексия.
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Я понял(а), что …
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я попробую…
Было сложно…
6. домашнее задание: Изучить пар.52,найти в Интернете (словаре) значение терминов ООПТ, заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы. В чём сходство и различия этих ООПТ?
Творческое задание на выбор: нарисовать плакат на тему "Сохраним биоразнообразие на планете Земля", «Экологические проблемы человечества» или буклет «Правила поведения на природе».