БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ - В ДОХОДЫ
Сценарий экологической игры
(Класс распределён на 4 группы)
Ведущий: Сегодня мы собрались с вами на необычную экологическую игру, что бы вместе обсудить вопросы о вторичном использовании бытовых отходов.
В передаче «Хочу все знать!» от 31 августа две тысячи двенадцатого года я увидела сюжет о японской начальной школе. Как оказалось, за чистотой там следят сами дети. И не просто следят, а уже с младшего школьного возраста формируют свое экологическое сознание. Например, пакеты из-под молока, которое они получают на завтрак, они не выбрасывают, а надевают на специальные подставки. Из использованных пакетов потом делают новые.
Меня очень заинтересовал этот сюжет. И я задалась вопросом – а как мы поступаем с мусором?
Что нужно сделать, чтобы видеть чистым и ухоженным свое село и свою страну.
А пока мусорные баки стоят прямо перед нашим домом, и мы каждый день видим грустную картину Видимо настало время, чтобы внести свой вклад в сохранение чистоты поселка.
Что же такое мусор?
Оказывается мусор – это остатки, отходы, это то, что потеряло свои потребительские свойства. Исследованием мусора, его состава и его утилизации занимается целая наука – гарбология.
Еще с древних времен утилизация мусора была организована очень тщательно. А в 17 веке вышли в свет законы об обязательном вывозе мусора и его захоронении за городской чертой. Утилизация мусора в городах стала важной проблемой. В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора недалеко от Парижа.
Куда же девается мусор сейчас? В основном он свозится на свалки или полигоны — их в России около 11 тысяч и занимают они огромные площади. Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. Но возможности нашей Земли ограничены, а отходов слишком много.
Знаете ли вы, что для разложения в природе пищевых отходов требуется до одного месяца, бумаги - 2 года, консервной банки – до 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет.
Еще одним распространённым методом борьбы с мусором является сжигание. Но у этого метода есть серьезный недостаток – выбросы, образующиеся при сжигании. Они содержат очень опасные для здоровья вещества – диоксины.
Поэтому самым эффективным способом решения проблемы мусора является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора, для каждого из перечисленных видов отходов существуют специальные, отдельные контейнеры.
В зал влетает сорока.
Сорока:
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Караул! Какой кошмар!
Всюду мусор, банки, склянки
И растут одни поганки.
Люди, люди, помогите!
Землю от беды спасите!
Ведущий:
Ты, сорока, подожди
И так быстро не трещи.
Расскажи нам, что случилось,
Что с природой приключилось?
Сорока:
Банки, склянки, шелуха, рваные пакеты…
Свалка с мусором покроют скоро всю планету!
Караул! Кар-кар-кар!
Вот они (указывает на дверь!)
Какой кошмар! (улетает)
Появляются мусор и свалка (поют и разбрасывают мусор)
Свалка:
Как же нам не веселиться
Засорили все вокруг.
Стоит только повернуться,
Свалка здесь и Мусор тут.
Мусор:
Во дворе и на работе,
Возле дома и в саду-
Это значит - уважают
И у всех мы на виду!
Ведущий:
Так вот о чем кричала сорока! Свалка и Мусор решили заполонить собой все вокруг. Но нас с вами это совсем не устраивает, правда, ребята?
Мусор: Это почему еще не устраивает?
Ведущий: Потому что мы с ребятами хотели бы жить в чистом селе, радоваться пению птиц, смотреть в чистые воды реки.
Поэтому сегодня мы пригласили наших первоклассников на экологическую игру.
Конкурс 1. «Исследование».
(у каждой группы рисунок ведра и фломастеры)
Ведущий: Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро. Заполним мусорное ведро отходами - в изображение ведра впишем бытовые отходы (пищевые отходы, сломанный карандаш, газета, старая книга, сломанные игрушки, порванные колготки, старое платье, погибшие комнатные растения и т.д.).
Каждая группа должна выбрать из получившегося перечня те предметы бытового мусора, которые можно использовать повторно. Свой выбор нужно обосновать.
Конкурс 2. «Сортировка мусора»
Ведущие показывают картинки, а дети распределяют мусор по корзинам.
Какой мусор будешь собирать? В какую корзинку будешь складывать? (бумажный мусор, пластиковый мусор и т.п.)
Конкурс 3. «Очумелые ручки»
(на столах пластиковые бутылочки, ножницы)
Ведущий: Каждой группе изготовить из бытового мусора цветок.
Свалка:
Ну, мусор собрали, рассортировали, а куда вы его денете? Опять ко мне, на свалку отвезете. И я буду опять расти и расти.
Ведущий:
Так что же делать, чтобы свалок было как можно меньше?
Дети:
Мусор нужно перерабатывать!
Мусор:
Чего? Меня перерабатывать? Да меня невозможно переработать! Я же мусор!
Ведущий: А вот тут ты ошибаешься. На каждой упаковке есть специальные экологические знаки.
Свалка:
Какие еще знаки?
Ведущий: Оказывается, можно определить продукцию, которую можно использовать для переработки. И показать это могут экологические знаки.
А вот они сами про себя и расскажут.
Выходят дети и рассказывают об экологических знаках
Упаковки с этим знаком
Нужно рассортировать,
Куда стекло, куда бумагу
Должны все люди точно знать!
Если знак «Зеленой точки»
На обертке есть у вас,
Значит будет обработан
Материал еще не раз!
Есть значок на упаковке
Он как вилка и бокал,
Это значит, что мы держим
Не токсичный материал!
Если есть на упаковке
Вот такой значок друзья,
То товар сей изготовлен
Из вторичного сырья!
Градусники, батарейки
Просто в урну класть нельзя!
Обратите же внимание
На такой значок, друзья!
Знак вторичной обработки
Нам не трудно распознать
Из трех стрелок треугольник
Его должен каждый знать!
Мусор:
Это где, интересно меня перерабатывают?
Дети: На специальных заводах.
Ведущий: Пластмассу, металл, битое стекло переплавят и сделают новые вещи. Из старой бумаги получится новая упаковка.
Каждый из нас может внести свой вклад в заботу об окружающей среде.
Я надеюсь, что эта проблема не оставит равнодушными всех нас. Ведь мы с вами хотим жить на цветущей планете и дышать чистым воздухом.