СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический калейдоскоп

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет в игровой форме познакомиться с экологическими терминами, строить логические рассуждения для решений различных экологических ситуаций, учит добывать новые знания с помощью вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Экологический калейдоскоп»

Учебно-познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

Цель игры: углубить знания по биологии и экологии, показать важность экологических проблем в природе. Влияние каждого человека на экологию родного края, научить правильно вести себя в природе.

Правила игры: класс делится на три команды. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины и зарабатывают баллы. За каждый правильный ответ – 1 балл (1и 2 туры). В конкурсе «Биотические отношения» нужно проанализировать ситуацию и правильно ответить на вопрос. За каждый правильный ответ – 2 балла. В конкурсе пословиц и поговорок команды также зарабатывают по 1 баллу. Правильно разгаданный экологический кроссворд приносит команде 5 баллов.

I тур. Обгонялки.

Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

1) Какие из животных самые ядовитые? (змеи)

2) Какой зверь на Земле самый прожорливый? (крот)

3) Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения? (в них ртуть)

4) Почему вредны телефоны сотовой связи? (излучение от спутника космической связи неблагоприятно влияет на организм человека)

5) Что такое лукоморье? (излучина)

6) Что такое Гринпис»? (независимая международная организация по охране окружающей среды)

7) Насколько снижается продолжительность жизни человека в больших городах? (на 10 – 12 лет)

8) Сколько кг мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? (2,5 кг)

9) Как в биосфере появился кислород? (в процессе биосинтеза)

10) Каких общественных насекомых вы знаете? (муравьи, пчёлы и др.)

11) Какой гриб спас сотни тысяч жизней во время второй мировой войны и с тех пор не перестаёт выручать нас? (пенициллин)

12) Что такое гарбология? (наука о мусоре, мусороведение)

13) Каких рыб называют проходными? (живущих в море, а нерестящихся в реках – осетровых, лососевых)

14) Что такое селекция? (наука о выведении новых и улучшении существующих пород животных и сортов культурных растений?)

15) Как называется самая главная артерия? (аорта)

16) Многие птицы – прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них соловей. А кто на втором месте? (дрозд)

17) Зверёк, чей детёныш способен сосать молоко матери прямо под водой? (нутрия)

18) Какая змея плюётся? (кобра)


II тур. Интеллектуальный.


Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет».

Правда ли что…

1. …крокодилы могут взбираться на деревья? (да)

2. … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (да)

3. …стрижи даже спят на лету? (да)

4. … голубые розы растут только в Китае? (нет, их вообще не существует)

5. … зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (да)

6. … на зебрах водятся полосатые блохи? (нет)

7. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (отчасти да)

8. … бабочки живут всего один день? (нет)

9. … у кузнечика ухо на ноге? (да)


III. тур. Биотические отношения.


Команды обсуждают предложенную ситуацию и отвечают на вопрос.

1). При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

(Хищники прежде всего уничтожают больных и ослабленных особей.

Чем меньше хищников, тем больше больных животных, которые заражают здоровых. В результате эпидемий среди животных снижается популяция жертвы.)

2). Какую экологическую опасность представляют кошки, лишённые человеческого крова?

(Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.)

3). В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

(Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила из благоприятных условий обитания.)

4). Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склёвывают сочную мякоть плода. Какая птица полезней для вишни?

(В результате нелёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени. А потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.)

5). Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель?

(разные виды цапель не конкурируют в борьбе за пищу, так как у каждого из них своя экологическая ниша.)

6). Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?

(Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.)


IV тур. Пословицы и поговорки.


Назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются птицы (или животные вообще, или растения и т.д.) Например:

1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

2. Всяк кулик своё болото хвалит.

3. Гусь свинье не товарищ.

4. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

5. Ворон ворону глаз не выклюет.

6. Старого воробья на мякине не проведёшь.

7. Соловей – птичка-невеличка, а поёт – лес дрожит.

8. Сорока на хвосте вести принесла.

9. Одна ласточка весны не делает.

10. Грач на горе – весна на дворе.

11. Глухая тетеря.

12. Заладил как дятел.

13. Забился как сыч.

14. Как с гуся вода.

15. Серый как лунь.

16. Зимний денёк с воробьиный скок.



V тур. Спортивный.


НЕ секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажек и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – 1 очко.


Подводим итоги, награждаем победителей.