Экологическое воспитание младших дошкольников
Экологическое воспитание в дошкольном учреждении начинается с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
В ознакомлении с миром природы основная цель экологического воспитания определяется, как помощь ребёнку в осознании себя активным субъектом природы.
Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Дети в возрасте 3-4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.
Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова для них являются абстракцией и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае дети данного возраста начинают реагировать на речь воспитателя. Успех их экологического воспитания могут обеспечить следующие способы подачи материала:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В возрасте 3-4 лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю – зерна, а воробьям и голубям – хлебные крошки. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.
Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической культуры, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Таким образом, младший дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, очень важен становлением системы ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание»
«Экологическое воспитание
младших дошкольников»
Студентка группы:
ПОДз-221
Гиганова Дарья Андреевна
Цель: Формирование представлений у детей о биологических закономерностях Формирование эмоционально – положительного отношения к миру Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы.
Задачи: Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы. Совершенствовать предметно – развивающую среду. Развивать познавательную активность и любознательность. Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.
Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста
Заложить первые ориентиры
в мире природы,
в мире растений и животных.
Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
Методы экологического образования в ДОУ
- Метод наблюдения с подключением различных анализаторов,
- Опыты и эксперименты,
- Проблемные ситуации или проведение опытов;
- Словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
- Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
- Игровые методы и игра,
- Практическая работа и поисковая деятельность;
- Экскурсии,
- Метод проектов
Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности
Конструирование
Чтение
Музыкальная деятельность
Наблюдение
Театральная деятельность
Экологическая культура
Трудовая деятельность
Художественная деятельность
Игровая деятельность
Физическая деятельность
Формы экологического образования в ДОУ
- Экскурсии
- Работа с родителями
- Целевые прогулки
- Праздники, развлечения
- Занятия
- Походы
- Труд
- Кружковая работа
- Экологические акции
- Игра
- Наблюдения
- Экологическая тропа
- Экспериментирование
Интегративные связи
Труд
Познание
Социализация
Коммуникация
Музыка
Здоровье
Художественное творчество
Физическая культура
Экология
Безопасность
Чтение художественной литературы
Предметно-развивающая среда
Коллекции
Коллекции
Мини-огород
Мини-огород
Мини-лаборотория
Мини-лаборотория
Фотоальбомы, иллюстрации
Фотоальбомы, иллюстрации
Экологические игры
Экологические игры
Макеты обитания диких и домашних животных
Макеты обитания диких и домашних животных
Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов
Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов
Работа с родителями
- Привлечение к оформлению развивающей среды группы
- Родительские собрания в форме развлечений, игр
- Детско-родительские выставки рисунков
- Привлечение родителей к участию в экологических выставках
- Индивидуальные беседы, стендовые консультации
- Участие в утренниках
Игровая деятельность
Труд
Наблюдения
Экспериментирование
Художественная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание наглядного материала
Огород на подоконнике
Уход за растениями
Наблюдение
Труд на участке
Художественное творчество
Работа с родителями
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!