Сценарий экономической игры «По ступенькам бизнеса»
Цель: расширение экономических знаний и круга интересов обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
Развивающая:
Воспитательная:
Подготовка
1. В игре принимают участие две команды.
2. Заранее готовятся записи песен, где есть слова «деньги», «золото».
Действующие лица
Ведущие 1, 2.
Отец.
Ганс.
Питер.
Торговки 1, 2.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний.
Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!
Ведущий 2. Но сегодня мы проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес невозможен. Ваши ответы будут оцениваются по денежной системе, при этом учитываются не только фактические знания, но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков. Оценивать работу будет жюри_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(монеты от 1 до 5 и копилка для каждой команды). А вы знаете, что такое бизнес? (Ответы команд)
Правильно, бизнес - это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они сделают первый шаг в большой мир экономики и бизнеса. Итак, представляем команды и наше многоуважаемое жюри.
Ведущий 1. Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Ведь сегодня настоящий коммерсант - это высокообразованный специалист. Итак, наш первый конкурс –
«Презентация команд» Учащиеся представляют команды. В представление команд, в соответствии с домашним заданием, включены следующие задания: название команды, девиз, эмблема. Капитан. Критерии оценки: оригинальность, соответствие теме занятия.
2. Следующий конкурс называется «Первоначальное накопление капитала». Как известно, предпринимательство начинается с накопления капитала. От того, насколько удачным окажется ваш первый шаг, сделанный в бизнесе, будет зависеть успех всего дела и нашей игры.
Ведущие по очереди задают вопросы командам, за правильные ответы выдаются монеты. Если команда не знает правильный ответ, вопрос переходит другой команде.
1. Как называется передача земли, зданий, имущества внаем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату? (Аренда.)
2. Выпущенная акционерной компанией ценная бумага. Купивший такую бумагу становится одним из хозяев, собственников этой компании и приобретает право на получение части дохода от ее деятельности. (Акция.)
3. Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. Очень часто эти учреждения лопаются (Банк.)
4. Это слово в переводе с английского означает дело. А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собственный счет, под свою ответственность. (Бизнес.)
5. Как называется профессия человека, содействующего совершению сделок между продавцом и покупателем? (Брокер.)
6. Денежная единица любой страны, используемая и узаконенная в стране. (Валюта.)
7. Как называется ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определенной суммы в определенный срок? (Вексель.)
8. Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати. (Гонорар.)
9. Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определенные обязательства. (Договор.)
10. Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления. (Импорт.)
11. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товаров, которое можно купить, приобрести на одну денежную единицу. (Инфляция.)
12. Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности. (Инвестиция.)
13. Документ, официальная расписка, выдаваемая человеку для подтверждения факта получения от него денежных платежей, товаров или других ценностей. (Квитанция.)
14. Хранилище, в которое можно заложить имущественные ценности, вещи и получить на время денежную ссуду, величина которой зависит от стоимости заложенных вещей. Для получения своих вещей надо вернуть ссуду и оплатить хранение вещей и процент за предоставление ссуды. (Ломбард.)
15. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей. (Маркетинг.)
16. Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. (Менеджер.)
17. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации (физические и юридические лица) обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству. (Налоги.)
18. Открытое оповещение фирмой возможных покупателей, потребителей производимых ею товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах этих товаров и услуг. Она не должна порочить товары и услуги других фирм, иначе она недобросовестная. (Реклама.)
19. Доход, получаемый владельцем за счет использования другими лицами принадлежащей ему земли, имущества, капитала или другой собственности. Получение такого дохода не требует от владельца приложения трудовых усилий. (Рента.)
20. Предоставленные в долг денежные средства или материальные ценности, подлежащие возврату в установленный срок. За пользование ею получивший ее заемщик обязан выплатить вознаграждение, которое называется процентами. (Ссуда.)
21. Государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. Она еще взимает пошлины. (Таможня.)
22. Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций. (Трастовая компания.)
23. Денежные средства в самом широком понимании этого слова - как все наличные и безналичные деньги и чеки, так и все виды ценных бумаг. (Финансы.)
24. Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа. (Чек.)
25. Взаимоотношение, взаимодействие человека с окружающей его природной средой, рациональное экономическое использование природных ресурсов. (Экология.)
Ведущий 1. Наш очередной этап состязаний «Народная мудрость гласит…» Мы хотим узнать у вас, какие вы знаете пословицы и поговорки о деньгах. За каждую пословицу команда получит по одному рублю. Команды по очереди называют «Пословицы и поговорки».
Ведущий 2. Предпринимателю часто приходится преодолевать многие препятствия: где взять деньги в кредит? Как вовремя уплатить налоги, как сделать так, чтобы работающие на тебя люди старались трудиться? Ему надо быть сообразительным. «Один + один», так называется наш следующий конкурс.
Соедини части слов:
Страх жет
Банк полия
Собст овал
Посред сант
Предпри жжение
Бюд чейство
Моно ник
Конку ятие
Торг быль
Казна он
Диви мика
Коммер венность
Предло ция
При рот
Кампань дент
Эконо юта
Инфля рент
Вал овка
Конкурс капитанов Ведущий 1. Сейчас мы приглашаем капитанов команд. Им посвящен наш второй конкурс. Задача - написать как можно больше экономических терминов на букву А. За каждый ответ команда получает один рубль. (Аваль, аванс, авизо, авуары, аккредитив, актив, акцепт, акциз, акция, акционер, аренда, арендатор, аудит, аукцион.)
Пауза
Возьми ты первую из нот,
И к ней добавь ты слово "ход",
Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает. (доход)
***
Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоят нитки,
Получил одни … (убытки)
***
Чтоб продукты потреблять
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это … (купить)
***
Сапоги стачал сапожник,
Пироги испек пирожник,
А муки для пирожков
Сделал мельник пять мешков.
На базаре повстречались,
Обменялись – распрощались.
Каждый мастер был в тот миг
Продавец и … (поставщик)
***
Судно по озеру плывет
И тяжелый груз везет,
Но стоит букву заменить –
Там можно акции купить.
(баржа-бИржа)
***
На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
***
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
***
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ... (налоги)
***
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)
***
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ... (рекламы)
***
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
***
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно...
(весы)
Ведущий 1. Предлагаем небольшую музыкальную паузу. Послушайте песни, где встречаются слова «деньги» или «золото».
Звучат «Деньги не в счет» (в исполнении Игоря Николаева), «Когда б имел златые горы...», «Money, money» (в исполнении Лайзы Миннелли и группы «АВВА»), (из мультфильма «Остров сокровищ»), «Песня разбойников» (из мультфильма «Бременские музыканты») и др.
Ведущий 2. Вы, конечно, поняли, что речь дальше пойдет о деньгах.
Ведущий 1. Обмен, или бартер, - это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что нужно. У бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой и скотоводством. Давайте и мы с вами мысленно перенесемся на далекий живописный остров Бартер и понаблюдаем за жизнью его обитателей. Вот кто-то предлагает свежую рыбу за иголки с нитками, кто-то - бананы за одежду, кто-то - ракушки за стеклянные бусы.
Музыка «Торговля». Входят актеры и кричат.
Торговка 1. Кому клубнику? Меняю клубнику на курицу! (Торговке 2.) Эй, хозяйка, предлагаю обменять твою курицу на мою замечательную клубнику.
Торговка 2. Ну нет, моя курица стоит дороже. Она каждый день несет крупные и вкусные яйца. А потом, мне не нужна клубника. Мне нужны три кувшина и одна глиняная миска. Кому нужна курица? Меняю курицу на кувшины и миску! У кого есть глиняная посуда?
Ведущий 2. Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было менять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как всегда были уверены, что смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги - вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют «товароденьги».
Конкурс «Первобытный бартер» Время для подготовки 5 минут. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Задание для команды 1
В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)
Задание для команды 2
Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев.)
Ведущий 1. Как мы видим, люди немало перепробовали разных «денег», пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти Деньги отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное - ими можно было расплачиваться за любой товар. Они были эквивалентом (от латинского слова «равноценный») всех других товаров.
Ведущий 2. Интересно, какие же были деньги в разных странах?
Ведущий 1. В Древнем Китае, например, были широко распространены бронзовые деньги в виде ножей, рыб, колокольчиков, мечей.
В Древней Греции, в Афинах, поклонялись дочери Зевса Афине и на монетах изображали ее профиль, а на обороте монеты - сову, считавшуюся священной птицей. По ней и деньги назывались - совы.
В Древней Ольвии монеты не чеканились, а отливались из меди: дельфинчики - мелкие монеты, а ассы - крупные монеты-диски.
Свое слово в истории денег сказали арабы, объединенные во II веке в государство Арабский халифат. Начав свои завоевательные войны во имя Аллаха, арабы познакомились с деньгами разных стран и быстро приспособили их для своих нужд как арабские деньги. Позднее арабы ввели во всех подчиненных им землях единую денежную систему. Динар - золотая монета, дирхем - серебряная монета, фелс - медная мелкая монета.
Конкурс «Загадки на монетах» Команды должны ответить, почему изображения именно этих животных - зверей, рыб, птиц - попали на монеты разных стран. Время подготовки - 7 минут. За правильный ответ - 5 рублей.
Задание для команды 1
1. Индия - зебу.
2. Ирландия - заяц.
3. Республика Конго - леопард.
4. Мадагаскар - буйвол.
5. Греция - сова.
(Зебу - очень распространенный в Индии вид домашнего скота, он играет большую роль в жизни индийских крестьян.
Заяц - самое любимое животное ирландцев.
В тропических лесах Конго леопард - царь зверей, самый умный и хитрый хищник.
Буйвол очень помогает крестьянам в их хозяйстве, он сильнее и выносливее лошади. Крестьяне Мадагаскара не выжили бы без помощи буйвола.
Жители Греции всегда любили и уважали сову, считая ее самой умной и мудрой птицей.)
Задание для команды 2
1. Австралия - утконос.
2. Греция - дельфин.
3. Сингапур - рыба-меч.
4. Исландия - морской скат.
5. Индонезия - венценосный голубь.
(Утконос - очень интересное животное, не похожее на других. Он откладывает яйца, кормит детенышей молоком, покрыт шерстью и имеет нос, похожий на утиный клюв. Живет только в Австралии.
Греция находится на Балканском полуострове и многих островах. Греки с древности плавали по морям, и их в путешествиях сопровождали умные и веселые дельфины.
Сингапур со всех сторон окружен теплыми экваториальными водами, в которых водится много диковинных рыб, одна из самых интересных - рыба-меч.
Исландия - остров в северных водах, но благодаря теплому течению Гольфстрим около него водится очень много рыбы. Жители Исландии - опытные рыбаки и хорошо знакомы с рыбами, обитающими в их морях, в том числе и со скатами.
Венценосный голубь - очень красивая птица, водится только на островах Индонезии. Индонезию называют «птичьим раем», и венценосный голубь - основной ее житель.)
Ведущий 1. Наша игра подошла к концу. Спасибо всем участникам, которые сегодня в полный голос заявили о себе как о претендентах на бизнесменские кресла. Сейчас мы услышим оценки, вынесенные жюри, и узнаем победителей.
Награждение победителей!!!
На букву «А»:
Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.
Алтынного вора вешают, а полтинного вора чествуют.
Алтын серебра не ломит ребра.
Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
(алтын – 3 копейки, полтина – 50 копеек)
на букву «Б»:
Без денег сон крепче.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без ума торговать – только деньги терять.
Без хозяина деньги – черепки.
Береги хлеб в углу, а деньги – в узлу.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.
Были денежки – любили Сеню девушки, а не стало денежек – забыли Сеню девушки.
Больше денег – больше хлопот.

на букву «В»:
В гроб смотрит, а деньги копит.
В деньгах родства нет.
В одной суме – да разные денежки, в одной семье – да разные детушки.
В чужом кармане трудно деньги проверять.
Вовремя копейка дороже рубля.
Восьми гривен до рубля не хватает.
В долгах не деньги, в снопах – не хлеб.
В лесу дуб – рубль, в столице – по рублю спица.
Время – деньги.
на букву «Г»:
Где говорят деньги, там молчит совесть.
Гляди вниз: денег не найдешь – ног не зашибешь.
Говорят, хорош, а дела ни на грош.
Голосом петь, конем воевать, а деньгами торговать.
Грош за него дать мало, а два – много.
Горе – деньги, а вдвое – без денег.
Грози богатому, так денежку даст.
Гроша не стоит, а глядит рублем. (грош – 2 копейки)
на букву «Г»:
Дал бог здоровья, да денег нет.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денег палата, да ума-то маловато.
Денег-то много, да не во что класть.
Денежка дорожку прокладывает.
Денежка не бог, а бережет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки в кармане – все друзья с нами.
Дружба дороже денег.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
Дурак деньги напоказ носит.
Дурак легко с деньгами расстается.
на букву «З»:
За грош с колокольни соскочит.
За денежки и черт спляшет.
За деньги славы не дают.
За тем дело стало, что денег мало.
За неимением алтына отвечает полтина.
За спрос денег не берут.
Заклад – деньгам перемена.
Заря деньгу дает.
Здоровья на деньги не купишь.
на букву «К»:
Как деньги при бедре, так помогут при беде.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
Когда кошелек легок – на душе тяжело.
Кто врет, тот и денежки берет.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
Кто за копейкой не нагнется – ломаного гроша не стоит.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч мало.
Кто попу рубль, тот и во святых свой.
на букву «О»:
От вора – дубинкой, от попа – полтинкой.
Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами.
От туго набитого кошелька на сердце легко.
Охал дядя на чужие деньги глядя.
на букву «Р»:
Работа денежку копит, а вино топит.
Рабочему полтина, а нарядчику рубль.
Размах рублевый – удар копеечный.
Рябая, да дорогая: что ни рябинка, то полтинка.
на букву «П»:
Плакали мои денежки.
Пожалел алтын – потерял гривну.
Последнюю копейку ребром не ставят.
Почет дороже денег.
При деньгах-то и дурак умный.
на букву «У»:
У богатого денег куры не клюют.
У дурака в горсти дыра.
У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка скачет.
Уговор дороже денег.
У кого нет денег, тому и кошелек не нужен.
Украдешь песчинку, заплатишь полтинку.
Умом туп, да кошелек туг.
Соедини части слов:
Команда ________________________________
Страх жет
Банк полия
Собст овля
Посред ция
Предпри жжение
Бюд чейство
Моно ник
Конку ятие
Торг быль
Казна он
Диви мика
Коммер венность
Предло ция
При рот
Кампань дент
Эконо юта
Инфля рент
Вал овка
Соедини части слов:
Страховка
Банкрот
Собственность
Посредник
Предприятие
Бюджет
Монополия
Конкурент
Торговал
Казначейство
Дивидент
Коммерция
Предложение
Прибыль
Кампаньон
Экономика
Инфляция
Валюта
Задание для команды _________________________
В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)
Задание для команды_________________________
Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев.)
Задание для команды _____________________________
В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста?
Задание для команды______________________________
Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы?
Задание для команды______________________________________
1. Индия - зебу.
2. Ирландия - заяц.
3. Республика Конго - леопард.
4. Мадагаскар - буйвол.
5. Греция - сова.
___________________________________________________________
Задание для команды_________________________________________
1. Австралия - утконос.
2. Греция - дельфин.
3. Сингапур - рыба-меч.
4. Исландия - морской скат.
5. Индонезия - венценосный голубь.


Прогресс
Уважаемые коллеги!
Приглашаю вас 23 ноября 2016 года
на экономическую игру
«По ступенькам бизнеса»
(10-11 класс и …)
Игра проводится в рамках
Всероссийского Единого урока «Предпринимательство-
Приоритет XXI века»
Рада вас видеть в кабинете информатики
в __час. ( __ урок)
Ощепкова
Татьяна Борисовна