Цель занятия: Дать детям представление о воде, о ее разных состояниях. Вызвать интерес детей к проблеме экологического состояния воды.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.
2. Развивать связную речь детей.
3. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. Развивать воображение детей в изодеятельности.
Интеграция областей: познавательная, художественно-эстетическая,речевое развитие.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы; одноразовые ложечки; соль, сахар, масло; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования.
Предварительная работа:
Загадки о воде
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Ход занятия
Беседа
-Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что мы только что слышали в загадках? А что такое вода?
Назовите уже известные вам свойства воды. (ответы детей)
Для чего нужна вода? (ответы детей)
Любую воду может пить человек? (ответы детей)
Молодцы, ребята!
Физминутка
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Сегодня мы узнаем много интересного и , конечно, проведем опыты.
Давайте поговорим о воде.
Речевая игра:
А снег зимой, что это? (вода).
А облака, тучи? (вода).
На первый взгляд, кажется, что воды много и всем хватит и людям, и животным, и растениям. Ведь всему живому нужна вода. Но не всякая вода может пригодиться. Какая вода нужна нам? (пресная, она бывает в озерах, реках). А еще какая бывает вода? (соленая, она находится в морях и океанах).
Но еще вода прячется глубоко под землей и пробивается маленьким родничком. В роднике вода самая чистая и холодная.
А откуда берется вода в кране? (из реки в «водолечебницу» (очистные сооружения), где вода очищается, затем по трубам течет в наши дома).
Вода в кране чистая? (нет, в ней микробы).
Да, в сырой воде всегда есть микробы, хотя на первый взгляд, кажется, что вода чистая. Мы с вами могли в этом убедиться, когда рассматривали капельку под микроскопом. А что случится, если мы будем использовать неочищенную воду? (мы можем заболеть).
Значит, какая нужна вода всем живым существам?(нужна пресная ,чистая вода). (прикрепляем все состояния воды на рисунках)
Практическая (Опытно-экспериментальная) работа:
Я сегодня хочу пригласить вас в лабораторию.
А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, и проверим все ли у вас есть :
Вода,сахар,соль,вата,масло
Музыкальная пауза с движениями
Ячменева М.А. Физминутка "Злая Тучка"
https://www.youtube.com/watch?v=ZE9oBxARJCo
- Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей). И дать понюхать кофе.
Вывод: у воды нет запаха. (вывешивается иллюстрация, которая символизирует, что не имеет запах)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Опыт 3. Какой вкус у воды?
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предлагаем размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. (вывешиваем на доску картинку, символизирующий это свойство
Опыт 4. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает картинку, которая символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Ребята, мы свами провели четыре опыта, скажите, что вы можете сказать о воде? (она не имеет цвета, запаха, вкуса и формы)
Вывешивается картинка
Итог занятия.
Дополните фразу
Мне очень хочется узнать:
Что больше всего вам сегодня понравилось?
Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
Что было полезным для вас?
Что вы сегодня узнали?
Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Спасибо вам большое. И мы обязательно вернемся в нашу лабораторию и проведем еще различные опыты с водой.
И в благодарность за работу, я приготовила для вас раскраски. Но сначала нужно убрать со стола.