СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная работа по формированию навыков критического мышления студентов на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная работа по формированию навыков критического мышления студентов на уроках русского языка»

Экспериментальная работа по формированию

навыков критического мышления студентов

на уроках русского языка

Козлова А.В.

Учить мыслить можно по-разному. В современном образовании существуют две ценностные установки: консервативная, предусматривающая подготовку индивида к восприятию норм, выработанных социумом, и либеральная, задачей которой является формирование саморазвитой личности. Именно последняя ценностная установка является определяющей в современном образовании, потому что обществу, которое по прогнозам будет всё более и более инновационным, потребуется определённый «человеческий материал», способный если не постоянно продуцировать новое, то хотя бы быстро его усваивать. Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления.

Приемы технологии критического мышления можно использовать на любом уроке или учебном занятии: когда ведется работа с информационным текстом, с художественным текстом (развитие речи, подготовка к написанию изложения), на уроке-исследовании, где происходит формирование коммуникативной компетентности, уроке-письме (обучение составлению письменных текстов - сочинения, изложения, реферата, доклада), на уроках изучения нового материала, а также при повторении уже изученного.

Задания по русскому языку с применением технологии развития критического мышления.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.

1. Приём «Верные – неверные утверждения»

Нетрадиционным началом урока, например, по теме «Местоимение» может стать приём «верные – неверные утверждения». Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: на этапе актуализации и этапе рефлексии. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2.В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3.В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4.Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.


2.Развивающие каноны.

Развивающий канон – форма задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. Это упражнение, состоящее из нескольких элементов, связанных между собой логическими или ассоциативными связями. На уроке их можно применять и в качестве средства контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.

Например: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по какому принципу следует отбирать эту информацию.


синонимы

?

?

омонимы

?

Противоположные по значению

Однокоренные, но разные значения

?


Пример задания при изучении темы «Функциональные стили речи».


Разговорный стиль

?

?

Публицистический стиль

Художественный стиль

?

Деловые отношения между людьми

Общение в научной сфере жизни

?

?


3. «Письмо с дырками».

Ещё одним очень продуктивным, на наш взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника.

Задание: восстановите древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:


Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.



На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.

4. Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько

различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает

большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. Кластер («гроздь»)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель,

Применение кластера при изучении особенностей публицистического стиля.

Задание: составьте кластер на тему «Рассуждение»

Пример:


Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные мысли. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

В тексте - рассуждении обычно выделяют три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы: а)….., б)….., в)….. и т.д., сопровождаемые примерами; 3) вывод или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.

5. Синквейн

На этапе рефлексии или в качестве задания на дом целесообразно использовать прием «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Пример синквейна, составленного на заключительном этапе урока по теме «Лексика».

Паронимы

Разные, но близкие

Обогащают, используются, запутывают

Иногда неправильно употребляются в речи

Коварные слова

6. Игра «да – нетка».

Очень важно, чтобы обучающиеся усваивали ЗУНы преимущественно в форме деятельности, а учитель при этом максимально использовал возможности, знания, интересы самих учеников. В технологии ТРКМ много приёмов, основанных на принципах и деятельности, и обратной связи, позволяющих контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается игра «да – нетка». Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет». Например, на уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Деревья стоят и смотрятся в свою тень, как в зеркало. В качестве дополнительного задания можно предложить ребятам отгадать выбранное преподавателем слово из данного предложения с целью повторения морфологических признаков различных частей речи. Учащиеся задают вопросы:

  1. В этом слове два слога?(да)

  2. Это служебная часть речи? (нет)

  3. Это слово спрягается? (нет)

  4. Это слово употреблено в В. П.? (да)

и т.д.

и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов находят решение проблемы.


7. «Пропорции».

Ещё один игровой приём – «пропорции».

При изучении темы «Фразеология» можно использовать такие задания.

Решите пропорцию:


На краю земли = _________________

Далеко   близко


Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом (созданным самостоятельно!) для работы в парах.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время преподавание русского языка осуществляется в условиях деформации родного языка, расшатывания его норм, в условиях резкого снижения общей и речевой культуры, грамотности молодых людей. Отмечается также снижение мотивации к изучению языка и падение интереса к чтению художественной литературы, которые заменили телевидение и компьютеры. Поэтому чтобы процесс обучения стал интересным, чтобы воспитать критически мыслящего человека, способного найти нестандартное решение, необходимо применять на уроках русского языка технологии развития критического мышления.


Технологии развития критического мышления на уроках русского языка я применяю с 2014 года. И с каждым учебным годом крепнет уверенность в том, что если в процессе обучения включать учащихся в творческую деятельность посредством ТРКМ, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке. У многих учащихся изменилось отношение к учению. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и скучную обязанность, а как возможность научиться чему-то новому, полезному и интересному. Это подтверждают результаты диагностики, которую я провожу в конце учебного года. Для диагностики я применяю «Методику выявления направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов»1. Результаты диагностики представлены в таблице:



1 http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/217/17812-k-probleme-diagnostiki-uchebnoj-motivacii.html



Учебный год

Количество учащихся, принявших участие в диагностике

Низкий уровень мотивации

Средний уровень мотивации

Высокий уровень мотивации

2015-2016

Диагностика не проводилась

2016-2017

60

44(73%)

12 (21%)

4 (6%)

2017-2018

51

36 (70%)

11(21,5%)

4 (7,8%)

2018-2019

75

48 (64%)

22 (29%)

5 (6,6)


Объективные результаты применения технологии развития критического мышления выразились также в стабильном росте качества знаний по русскому языку.


Мониторинг качества знаний и успеваемости по русскому языку

за 2016-2017 уч. год


Мониторинг качества знаний и успеваемости по русскому языку

за 2017-2018 уч. год




Мониторинг качества знаний и успеваемости по русскому языку

за 2017-2018 уч. год


Эффективность использования ТРКМ выразилась также в успешной защите дипломных работ выпускниками колледжа, и в результатах, полученных выпускниками в период итоговой аттестации.