Введение.
Однажды утром, придя в детский сад, Вика принесла небольшую красивую коробочку. Окружив её, мы увидели внутри необычный удивительный домик. Он был ярко раскрашен, имел приятный запах. У нас было много предположений что это: игрушка, печенье, сувенир. Но никто не догадался, что это - мыло! Вика рассказала, что это сказочное мыло ручной работы ей подарила бабушка. Нас заинтересовал рассказ Вики, и мы захотели как можно больше узнать о мыле, и можно ли сделать мыло своими руками.
Мы предположили, что если существует мыло ручной работы, то мы тоже можем изготовить мыло своими руками, красивое и душистое.
Объект изучения: мыло и мыльные пузыри.
Предмет изучения: свойства и качества мыла.
Цель проекта: научиться делать мыльные пузыри и мыло своими руками.
Задачи проекта:
Познакомиться с историей создания мыла и мыловарения в России.
Выяснить каким бывает мыло.
Сделать разное мыло своими руками.
Сделать мыльные пузыри своими руками и найти разные методы выдувания мыльных пузырей.
Научиться рисовать мыльными пузырями.
Сделать выводы по исследованию.
Этапы исследования:
Подготовительный этап
Сбор информации о мыле.
Знакомство с историей создания мыла и мыловарения в России.
Экскурсия в хозяйственный магазин.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа с медицинской сестрой.
Создание коллекции готового мыла.
Подготовка необходимого оборудования для изготовления мыла, мыльных пузырей и средств, для выдувания мыльных пузырей.
Основной этап
Создание героя из мыла «Мыльного короля»
Театрализация «Мыльная сказка»
Рисование мыльными пузырями (мастер-класс с родителями)
Создание янтарного мыла своими руками (мастер-класс с родителями);
Создание цветов из мыла своими руками;
Изготовление альбома «Ах – это разное мыло».
Заключительный этап
Формулировка выводов.
Создание коллекции мыльных изделий.
Проведение праздника «Шоу мыльных пузырей!»- 1 июня на «День защиты детей»;
Презентация проекта.
Методический паспорт проекта
Этап | Ситуация развития проекта | Цель | Продукт | Ответственные |
Подготовительный этап | 1.Беседа «Что мы знаем о мыле?» | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. | Определение проблемы. | Воспитатели |
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задачи проекта. | Создание условий для реализации проекта. | Проект | Воспитатели |
3. Формирование творческой группы детей и родителей «Юные исследователи». | Создание условий для реализации проекта. | Творческая проектная группа детей и родителей «Юные исследователи» | Воспитатели |
4.Рассказ и показ презентации «История возникновения мыла!» (Фото №1,2) | Создание условий для реализации проекта. | Проект | Воспитатели | | |
Основной этап | 1. Опытно- экспериментальная деятельность на тему «Изучение свойств и качеств мыла, мыльных пузырей» Рисование мылом по ткани, по наждачной бумаге и т.д. (Фото №1,2) | Пробудить у детей интерес к экспериментам по изучению мыла, мыльных пузырей, и определение их основных свойств. | Картотека опытов и экспериментов «Полезное мыло» | Дети, воспитатели родители. |
2.Опытно - экспериментальная деятельность «Разноцветная мыльная пена в стакане» (Фото №3,4) | Изучение свойств мыла | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное мыло». | Дети, воспитатели |
3. Изготовление героя из хозяйственного мыла «Мыльный Король» (Фото № 5) | Изучение свойств мыла | Пополнение картотеки опытов | Дети, воспитатели |
4.Театрализация «Мыльная сказка» (Фото №6, Приложение № 2) | Изучение свойств мыла | Видео-обработка материала | Дети, воспитатели, родители |
5.Мастер-класс с родителями «Создание мыльного раствора для пузырей». Поиск средств для выдувания пузырей (Фото №7,8,9,10,11) | Исследовательская деятельность, эксперименты | Пополнение картотеки опытов | Дети, воспитатели, родители |
6.Творческая мастерская: «Рисование мыльными пузырями» (Фото №12,13,14,15) | Содействовать развитию творческих способностей. Развивать воображение и фантазию. Помочь ребёнку раскрыть творческие способности. Вовлечение родителей в образовательный процесс , взаимодействие со своими детьми. | Детские работы | Дети, воспитатели, родители |
7.Опытно- экспериментальная деятельность на тему: «Изготовление янтарного мыла, своими руками» (Фото №16,17) | Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, формировать представления о свойствах мыла | Пополнение картотеки опытов и экспериментов | Родители, дети, воспитатели |
8.Опытно- экспериментальная деятельность на тему: «Изготовление роз из мыла, своими руками» (Фото №18,19,20) | Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, формировать представления о свойствах мыла | Пополнение картотеки опытов и экспериментов | Дети, воспитатели |
9.Опытно- экспериментальная деятельность на тему: «Изготовление мыла своими руками с новыми свойствами (мыло-скраб)» (Фото № 21) | Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, формировать представления о свойствах мыла | Пополнение картотеки опытов и экспериментов | Дети, воспитатели |
Ожидаемые результаты:
- У детей расширятся знания о мыле и влиянии его на состояние здоровья;
- Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат;
- Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями;
- Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности;
- Разовьются любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Заключение
Проведя наши исследования, мы узнали историю мыла. Познакомились с его разнообразием и изготовлением. Изготовили мыльные пузыри, научились выдувать пузыри различными способами. Сделали необычное, красивое, полезное мыло своими руками. Следовательно, наше предположение подтвердилось.
В результате исследовательской работы мы сделали следующие выводы:
Детям понравилось выдувать мыльные пузыри, и делать состав пузырей самим.
Всем детям очень нравиться мыть руки необычным красивым мылом.
Можно приготовить самое разнообразное мыло, как твердое, так и жидкое своими руками.
Мылу можно придать любую форму, цвет, запах.
Мыло можно сделать не только красивым, но и полезным.
Самое обычное мыло можно использовать для других нужд человека.
Можно сказать, что мыло, это прекрасный помощник. Да здравствует мыло!
Список литературы
Беляева, А. Мыльные фантазии / А.Беляева – Издательство «Айрис-Пресс», 2012. – 143 с.
Корнилова, В.В. Домашнее мыло. Только натуральные добавки / В.В. Корнилова – Издательство: Сан Групп Продакшен – Книги, 2012. – 100 с.
Корнилова, В.В. Мыловарение и другие шалости для детей от Мамы Мыла / В.В. Корнилова – Издательство: Питер, 2015. – 112 с.
Корнилова, В.В. Энциклопедия: Декоративное мыло. Техника. Приемы. Изделия / В.В.Корнилова – Издательство «АСТ-Пресс Книга», 2009. – 112 с.
http://homesoap.my1.ru/publ/istorija_sozdanija_myla/1-1-0-3
https://lykoshko.wordpress.com/2012/09/13/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D1%8B%D0%BB%D0%B0/
http://www.podelkin-dom.ru/mk-milovarenie?start=24
http://luckyfamilyman.ru/mylovarenie-kak-sdelat-krasivoe-mylo-svoimi-rukami.html
http://soap-handmade.ru/category/master-klassy/
Приложение №1
Фото №1,2
Фото№3,4
Фото №5
Фото №6
Фото №7,8,9,10,11
Фото № 12,13,14,15
Фото №16,17
Фото №18,19,20
Фото №21
Приложение №2
«МЫЛЬНАЯ СКАЗКА»
В одном волшебном государстве, сказочном королевстве, жил – был король, да не простой, а мыльный! Так его и называли – Мыльный король.
МК: «Здравствуйте, дорогие ребята и их родители! Я, действительно, Мыльный Король! Ведь я весь сделан из мыла. Вы скажете, что так не бывает. Бывает, мы же с вами в сказке. А это мои любимые помощницы – Мыльные Феи» (выходят из-за ширмы, делают реверанс)
МФ№1: «А Вы знаете, что наш Мыльный Король очень добрый! Он совершает свои добрые дела по всему белому свету»
МФ№2: «Он помогает людям в разных хлопотах и делах – бороться с грязью и сажей»
МК: «Да, я очень люблю чистоту, поэтому весь мир делаю чище и помогаю людям бороться не только с грязью, но и с вредными микробами!»
МФ№1: «Особенно наш Мыльный Король любит веселить и радовать людей, отвлекать их от злых и неприятных историй, играть с детьми, взрослыми и животными.»
МФ№2: «Да, наш Мыльный корольумеет много, может всё! Потому, что он – настоящий волшебник!»
МК: «Есть у меня один волшебный рецепт, который достался мне от моего отца! Рецепт этот хранится за 7 замками в волшебной комнате, моего мыльного замка. Этот рецепт очень секретный! Это рецепт изготовления настоящего мыла и мыльных пузырей»
Стук, грохот и угрожающая музыка!
Феи испуганы, бегают, паникуют.
МФ №1: «Что это за грохот? Кажется, кто-то хочет проникнуть к нам в Мыльный замок!»
МФ №2: «Кто-то так стучит и гремит, что скоро сломает ворота!
Наш король, что же нам делать?»
МК: «Я знаю кто это! Это мои злейшие враги – микробы!»
МФ№1: «Я вижу из окон их очень много, целая армия. Чего же они хотят?»
МФ№2 «Микробы хотят украсть волшебный рецепт изготовления мыла и мыльных пузырей. Для того, чтобы уничтожить его, и Мыльного Короля и всё мыльное царство»
МК: «Да, только уничтожив Мыло и мыльные пузыри – злодеи микробы будут долго жить и размножаться. Причиняя огромный вред людям и животным»
Звучит угрожающая музыка
МФ №1: «Ой, как страшно, микробы наступают, что же нам делать?
МФ №2: «И мне страшно! Кто же нам поможет справиться с микробами?»
МК:«Есть только один способ. Дорогие ребята и родители, вы нам поможете спасти человечество?»
Дети: «Да»
МК: «Очень хорошо! Вместе мы победим микробов! Дорогие Феи несите скорее наш секретный рецепт!
Феи уходят за ширму. Возвращаются с рецептом.
МК:«Нам, срочно, нужно изготовить много волшебных мыльный пузырей, запустить их в воздух, и тогда, волшебные свойства пузырей «растворят» все микробы. И мир будет спасен!»
МФ№1: «Вот он заветный рецепт!»
МК: «Ребята, вы готовы? Мои Мыльные Феи вам помогут!»
Изготовление цветных мыльных пузырей.
МК:«Запускайте скорее пузыри в воздух!»
МК: «Спасибо Вам, дорогие наши детки и родители! Я знал, что у нас всё получится!»
МФ№1: «Вот как хорошо, мы победили микробов, но на этом наша сказка не заканчивается!»
МФ№2: «Ведь добро, радость и помощь окружающим не должны заканчиваться в нашем мире!»
МК: «Сегодня, в этот праздничный день – «День матери», я не могу Вас, дорогие мамы и бабушки не поздравить. Поэтому:
Разрешите вас поздравить
Радость вам в душе оставить
Пусть исчезнет грусти тень
В этот праздничный ваш день!
МФ№1
Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
МФ№2
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
МФ№1
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
МФ№2
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
МФ№1
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
МФ№2
Мама - это лучик солнца,
Мама - это значит жизнь!
МФ№1
Спасибо вам, дорогие мамы, за активное участие,
за ваше доброе сердце,
МФ№2
За желание побыть рядом со своими детьми,
И за то, душевное тепло, которое Вы им дарите!
МФ№1: «Ребята, а вы знаете, что Мыльный Король очень любит слушать стихи»
МФ№2: «А вы знаете стихотворения? Сможете рассказать стихи для мыльного короля и своих заботливых и любящих мам и бабушек?
Дети читают стихотворения.
МК: «Какие же молодцы! Замечательные стихи»
Я не могу таких прекрасных мам, бабушек и детей отпустить с пустыми руками. Я хочу, чтобы сегодня вы унесли с собой по букету мыльных пузырей. Поэтому еще, немного волшебства!
Вы знаете, что мои волшебные мыльные пузыри разлетаются по всему свету. Опускаясь в лесу, они могут превращаться в животных, в деревья, в птиц, или цветы на поляне, опускаясь в воду – в морских животных и рыб. И сейчас, давайте нарисуем букеты для мам с помощью мыльных пузырей. Помогут вам в этом, мои прекрасные Феи.
МФ№1: «А теперь самое время сделать букеты из мыльных пузырей для своих мамочек и бабушек!»