Проект
«Экспериментирование с живой и неживой природой»
Старшая группа «Пчелка» Воспитатель: Логинова О.А
Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
1. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Познакомить детей с природой, с разнообразием флоры и фауны, дать представление об изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи. Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно- ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Вид проекта: групповой; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
Создание единого инновационного пространства.
Чёткое выполнение поставленной задачи.
Повышение уровня мотивации к занятию.
2. Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Пополнение центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный). II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий).
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап. Подготовительный (Организационный) |
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Сентябрь- октябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
2 | Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта | Сентябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Октябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
II этап. Внедренческий |
1 | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности | Сентябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей | Сентябрь- октябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
III этап. Обобщающий |
1 | Определить эффективность проведённой работы | Октябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
2 | Провести анализ полученных результатов | Октябрь | Воспитатель: Логинова О.А. |
Работа с родителями
Анкетирование родителей.
Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
«Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
Наглядная информация.
Обмен опытом.
Месяц | |
Сентябрь | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. |
Сентябрь | Предложить родителям провести эксперимент дома вместе с детьми. |
Октябрь | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. |
Октябрь | Дать домашнее задание для родителей |
Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | | Беседа: «Невидимка-воздух», «Чистый воздух». |
«Воздух - невидимка» | Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». |
| Прогулка «Почему дует ветер?» |
| Дидактическая игра «Уникуб» «Свойства воздуха». |
«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» | Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». |
| Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы». |
| Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев). |
Сентябрь | «Вода- волшебница» | Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Просмотр презентации «Чудо водичка». |
| |
| «Чудеса | Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание |
растений» | листа», «Нужен ли корешкам воздух», |
| «Волшебный кружок». |
| Создание «Огород на окне». |
| Работа в экологическом дневнике (опыт |
| «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»). |
5. Ожидаемые результаты.
Для детей.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.
Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Список литературы
Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1,
2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).