СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментирование в дошкольном учереждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование в дошкольном учереждение»








Проект

«Экспериментирование с живой и неживой природой»



Старшая группа «Пчелка» Воспитатель: Логинова О.А



Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Познакомить детей с природой, с разнообразием флоры и фауны, дать представление об изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи. Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.


Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.


Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно- ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.


Вид проекта: групповой; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.


Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
  1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

  2. Создание единого инновационного пространства.

  3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

  4. Повышение уровня мотивации к занятию.


2. Содержание реализации проекта.


Модель организации экспериментирования


Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Пополнение центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей.


Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный). II этап – внедренческий.

III этап – итоговый (обобщающий).




№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь- октябрь

Воспитатель: Логинова О.А.

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Сентябрь

Воспитатель: Логинова О.А.

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Октябрь

Воспитатель: Логинова О.А.

II этап. Внедренческий

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь

Воспитатель: Логинова О.А.

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь- октябрь

Воспитатель: Логинова О.А.

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы

Октябрь

Воспитатель: Логинова О.А.

2

Провести анализ полученных результатов

Октябрь

Воспитатель: Логинова О.А.




Работа с родителями
  1. Анкетирование родителей.

  2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

  1. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

  2. Наглядная информация.

  3. Обмен опытом.


Месяц


Сентябрь

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Сентябрь

Предложить родителям провести эксперимент дома вместе с детьми.

Октябрь

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Октябрь

Дать домашнее задание для родителей


    1. Механизм реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста




Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь


Беседа: «Невидимка-воздух», «Чистый воздух».

«Воздух - невидимка»

Эксперименты: «Реактивный шарик»,

«Расширение воздуха», «Волшебный стакан»,

«Тяжелая газета или давление воздуха».


Прогулка «Почему дует ветер?»


Дидактическая игра «Уникуб» «Свойства воздуха».

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.


Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск»,

«Притягивание к магниту через предметы».


Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».


Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).

Сентябрь


«Вода- волшебница»


Беседа: «Волшебница вода»


Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».


Просмотр презентации «Чудо водичка».




«Чудеса

Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание

растений»

листа», «Нужен ли корешкам воздух»,


«Волшебный кружок».


Создание «Огород на окне».


Работа в экологическом дневнике (опыт


«Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).


5. Ожидаемые результаты.


Для детей.
      • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.


      • У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.

      • Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

      • Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

      • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.


      • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.


Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.


Список литературы


  1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.


  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.


  1. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1,

2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).


  1. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).


  1. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).