Экзаменационная работа в формате ЕГЭ по биологии для 10 класса профильной группы.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации | Пример |
Биогеоценотический | Пищевые цепи |
| Проведение нервного импульса |
Экспериментатор внес в питательную среду, на которой выращивались дрожжи в анаэробных условиях, дополнительное количество глюкозы. Как изменится в питательной среде объем углекислого газа и количество клеток дрожжей?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Объем углекислого газа | Количество клеток дрожжей |
| |
Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.________
Скрестили растения томата с генотипами ААвв и ааВВ. Сколько генотипов образуется в потомстве F1? В ответе напишите только цифру____________
Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в течение которой происходит кроссинговер?
Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.
Первое деление мейоза
Второе деление мейоза
1
Ответ_______________________
Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) Исчезновение ядерной оболочки
Б) Разрушение веретена деления
В) Компактизация хромосом
Г) Набор хромосом и число молекул ДНК в клетке 1n2c
Д) Формирование экваториальной пластинки
Е) Разделение бивалентов
ФАЗЫ МЕЙОЗА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка
.
1) способна к кислородному дыханию
2) клеточная стенка содержит муреин
3) автотрофный тип питания
4) способна к фагоцитозу
5) ДНК содержится в линейных хромосомах
6) имеет центриоли
8. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) восстановление НАДФ+ до НАДФ · 2Н
2) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3) фиксация СО2
4) переход электронов в возбуждённое состояние
5) синтез глюкозы
Каким номером на рисунке обозначены гаплоидные споры папоротника?
Ответ:__________________
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла папоротника, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) многолетнее диплоидное растение
Б) участвует в оплодотворении
В) образует мужские и женские гаметы
Г) на этом растении образуются споры
Д) является гаметофитом в жизненном цикле
Е) женская гамета
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПАПОРОТНИКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11.
Установите соответствие между характеристиками и клетками и стадиями, обозначенными цифрами 1-4 на рисунке выше. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) стадия формирования
Б) клетка с диплоидным набором
В) клетка с гаплоидным набором и двухроматидными хромосомами
Г) клетка с гаплоидным набором и однохроматидными хромосомами
Д) сперматоцит 1 порядка
Е) сперматида
Ответ
4
12.Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Двудольные
2) Ромашка
3) Растения
4) Ромашка аптечная
5) Цветковые, или Покрытосеменные
6) Сложноцветные
13. Установите соответствие между особенностями эмбриогенеза у ланцетника и его стадиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ОСОБЕННОСТИ ЭМБРИОГЕНЕЗА
А) сформирована стенка первичной кишки
Б) развивается путем впячивания группы клеток бластулы
В) содержит осевой комплекс зародышевых зачатков органов
Г) имеет бластопор
Д) образована двумя слоями дифференцированных клеток
СТАДИИ ЭМБРИОГЕНЕЗА
1) нейрула
2) гаструла
14.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение одного из органоидов клетки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) зерно гликогена
2) кристы
3) рибосомы
4) кольцевая РНК
5) грана
6) внутренняя мембрана
15. Установите последовательность распространения и размножения бактериофага:
1) выход бактериофагов из бактерии;
2) сборка вирусных частиц;
3) образование белков вируса;
4) прикрепление бактериофага к клеточной стенке бактерии;
5) проникновение нуклеиновой кислоты бактериофага в бактерию.
16. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания партеногенеза у животных?
1) характерно для видов с гермафродитизмом
2) размножение фрагментами тела
3) половое размножение
4) происходит оплодотворение
5) участие особей только одного пола
6) эмбрион развивается из неоплодотворённого яйца
17. Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?:
1) расщепление биополимеров до мономеров
2) лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы
3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ
4) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
5) окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ
18. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке.
1) образование пептидной связи между аминокислотами
2) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
3) выход тРНК из рибосомы
4) соединение иРНК с рибосомой
5) выход иРНК из ядра в цитоплазму
6) синтез иРНК
19. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Построены из белка тубулина
Б) Содержат гидролитические ферменты
В) Имеют в своём составе ДНК
Г) Участвуют в синтезе белка
Д) Формируют веретено деления
Е) Состоят из РНК и белка
ОРГАНОИДЫ
1) (2)
2) (4)
3) (9)
4) (10)
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Установите правильную последовательность событий, происходящих при половом размножении цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) прорастание вегетативной клетки
2) перенос пыльцы на рыльце пестика
3) образование пыльцевой трубки
4) образование зиготы и эндосперма
5) проникновение спермиев в зародышевый мешок
6) формирование семени
21. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Место протекания процесса | Процесс | Фаза фотосинтеза |
А | возбуждение хлорофилла | световая |
строма хлоропласта | Б | темновая |
мембраны тилакоидов | синтез АТФ | В |
Список терминов и понятий:
1) мембраны тилакоидов
2) световая фаза
3) фиксация неорганического углерода
4) фотолиз воды
5) темновая фаза
6) цитоплазма клетки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
22.
Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Пищевая ценность некоторых рыб
Названия рыб | % белков | % жиров | Калорий в 100 граммах |
Вобла | 18 | 2,8 | 95 |
Окунь | 17 | 0,6 | 73 |
Карась | 17 | 0,5 | 74 |
Шпрот | 17 | 7,6 | 136 |
Карп | 20 | 1,5 | 94 |
Лосось | 24 | 12 | 200 |
Стерлядь | 17 | 6 | 116 |
1) В лососе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами.
2) В шпроте содержится наибольшая доля жиров по сравнению с остальными рыбами.
3) Карасей и окуней рекомендуется включить в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни.
4) Вобла самая низкокалорийная рыба.
5) Все указанные рыбы являются представителями отряда Сельдеобразные.
Ответ___________________
Часть 2
23. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как изменится масса клубня, если из дистиллированной воды переместить его в обычную?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Изначальная масса фрагмента клубня (г) | Масса фрагмента клубня, выдержанного в дистиллированной воде (г) | Масса фрагмента клубня, выдержанного в 10% растворе поваренной соли (г) |
20 | 23,5 | 18 |
Ученый провел эксперимент с фрагментами клубня картофеля. Равные по размеру и массе фрагменты картофеля он поместил в две емкости. Одну емкость он заполнил дистиллированной водой, а другую — 10% раствором поваренной соли. После выдерживания образцов в жидкостях в течение 3 часов, он снова их взвесил. Результаты взвешивания приведены в таблице.
24. Почему в ходе эксперимента изменилась масса фрагмента клубня в 10% растворе поваренной по сравнению с изначальной? Объясните, почему при замене картофеля на кусочки древесной пробки в 10% растворе их масса не уменьшилась.
25. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?
26. В чём проявляется сходство в строении и функциях хлоропластов и митохондрий? Укажите четыре признака.
27. В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?
28. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь – смысловая, нижняя – транскрибируемая): 5’ – ТААТГАЦЦГЦАТАТАТЦЦАТ – 3’ 3’ – АТТАЦТГГЦГТАТАТАГГТА – 5’ Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задачи используйте таблицу генетического кода.
29. Решите задачу: От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
В тесте использовались материалы с сайтов: https://bio-ege.sdamgia.ru/
https://fipi.ru/