Элективный курс как один из составляющих эффективного и качественного образования в школе.
В конце концов имеет значение
только то, чему ты научился и что
по-настоящему усвоил.
Гарри С.Труман
Одной из главных задач введения элективных курсов в школе является развитие личности ребёнка, а также раскрытие и распознавание его способностей. Если в результате занятий элективным курсом, ученик выбрал путь продолжения образования, непосредственно связанный с математикой, - ориентационная цель считается достигнутой. Но если выпускник математического класса осознанно не выбирает «математическое будущее», то цель также будет считаться достигнутой. Недостигнутой она может считаться в том случае, если ученик так и не понял, нравиться ему математика или нет.
В качестве основных задач предпрофильной подготовки обозначены:
- выявление склонностей и интересов, способностей учащихся, формирование практического опыта в разных сферах профессиональной, а также познавательной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
- формирование широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, которые обеспечивают успешность в будущей выбранной профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его непосредственного участия в проверочных и тренировочных работах. Одним из видов данного рода деятельности может служить изучение элективных курсов, дополняющих и углубляющих школьные базовые учебные предметы. Хотя более глубокие знания были бы полезны каждому ученику для успешной сдачи экзаменов за курс основной и средней школы, также для успешного обучения в профильных классах и для участия в математических олимпиадах. Элективные курсы призваны помочь девятиклассникам сориентироваться в выборе профиля, помочь им восполнить пробелы предыдущей подготовки, предоставить каждому ученику добиться успеха и проявить себя.
Используемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).
Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит всего за несколько этапов).
Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его способностей и возможностей).
Цели:
- создание программы элективного курса и УМК для ее реализации в предпрофильной подготовке учащихся;
- обеспечение реализации программы предпрофильной подготовки в 9-х классах;
Задачи:
- изучение концепции профильного обучения;
- знакомство с принципами и структурой построения программы элективного курса;
- выбор нужной темы курса, доступной для понимания учащимися 9-х классов и значимой для их дальнейшего математического образования;
- создание необходимых условий для развития личности ученика, распознавания и раскрытия его способностей;
- обеспечение формирования и развития интеллектуальных и организационных способностей и навыков учащихся.
Планируемые результаты:
- программа элективного курса, готовая к работе;
- создание учебно-методических материалов для полноценной и успешной работы курса.
Инструментарий:
- опорный конспект;
- система заданий для решения на занятиях и дома;
- итоговый зачет;
- сертификат слушателя курса.
Важным фактором для проведения и организации профильного обучения в старшей школе, несомненно, является проектирование и реализация элективных курсов в образовательном процессе. Создание и реализация элективных курсов – есть важнейшая часть обеспечения профильного обучения в школе. Элективные курсы должны быть построены по следующим принципам: практическая направленность и дифференцированный подход, а также использование новых педагогических и информационных технологий в обучении. Приведем существующие типы элективных курсов. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.
Важной особенностью элективных курсов является то, что каждый учащийся из предложенного ему набора курсов может выбрать только те, которые ему действительно интересны или нужны с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности. Элективные курсы представляют собой обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, которые в свою очередь входят в состав профиля обучения уже на старшей ступени школы. Как только учащийся выбрал нужный ему элективный курс, он становится нормативным, а это значит учащийся обязан его посещать и выполнить по нему соответствующую отчетную работу (защитить проект, сдать зачёт и т.д).
По классификации В.А. Орлова среди множества предлагаемых элективных курсов можно выделить предметные, межпредметные, а также курсы, не входящие в базисный учебный план . Предметные элективные курсы по математике можно разделить на 2 группы. Следовательно, к первой группе относятся элективные курсы повышенного уровня, они относятся на углубленное изучение математики и имеющие с ее базовым курсом как тематическое, так и временное согласование. Выбор данного элективного курса позволит изучить математику уже на углубленном уровне.
В этом случае все разделы математики углубляются более или менее равномерно. Примером такого элективного курса может стать курс «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)» или «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики».
Содержание таких курсов рассчитано на учащихся физико-математического или естественнонаучного профилей, а также предъявляет к учителю требования знаний основ высшей алгебры, поскольку уровень сложности предлагаемых для решения задач в курсе очень высокий. Содержание курса может служить хорошей основой для систематизации и обучения математических знаний учащихся и подготовки к единому государственному экзамену.
Литература
Тлиф В.А. , Программа элективного курса для профильных классов общеобразовательной школы «Исследовательская и проектная деятельность школьников» // Исследовательская работа школьников//2006.-№3.-С.109-116.
Орлов В.А., Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. - [Электронный ресурс].
М.В. Крутихина, З.В. Шилова. Элективные курсы по математике: учебно-методические рекомендации, ВятГГУ. - 2006. - с. - 40