Аннотация
к рабочей программе элективного учебного предмета по биологии
«Биология в вопросах и ответах»
реализуемой в 2019-2020 году в 11 классе
В связи с введением формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) возник вопрос: «Как определить уровень знаний, который должен быть при поступлении на профильное обучение в старшей школе у учащихся?» Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. Элективный курс «Биология в вопросах и
ответах» поможет решить эту проблему.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Программа предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений.
Программа включает в себя:
- Пояснительную записку
- Содержание элективного учебного предмета
- тематическое планирование с указанием, количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя
1. Ардовская Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к ЕГЭ по биологии. В 2-х частях. Волгоград: Учитель, 2018. 2. Биология. Система подготовки к ЕГЭ. Составитель И.П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2014. 3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2014 4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.Общая биология. 10-11кл. М.: «Вентана- граф» , 2015. 5. Контрольно-измерительные материалы. Биология ЕГЭ. 2015, 2016. М.: Просвещение, 2014, 2015, 2016.
Литература для учащихся
1. Биология. Многообразие живых организмов. 7кл. М.: Дрофа, 2013. 2. Пономарёва И.Н.. Биология: общие закономерности. 9кл. М.: «Вентана- граф», 2015. 3. Общая биология. 10-11кл. Под редакцией Пономаревой И.Н..: Просвещение, 2014. . 5. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8кл. М.: Дрофа, 2013.
6. 5. Контрольно-измерительные материалы. Биология ЕГЭ. 2015, 2016. М.: Просвещение 2014, 2015, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный учебный предмет предназначен для учащихся 11-го класса, изучающих биологию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часов, 1 час в неделю.
Вид элективного учебного предмета: предметно-ориентированный.
Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания. Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и в определённой степени дополняет учебную программу, благодаря чему готовит учащихся к выпускным и вступительным экзаменам, вхождению во взрослую жизнь. Программа позволяет по-новому осмыслить базовый курс биологии, повторить и систематизировать пройденный материал.
Программа ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель элективного учебного предмета: повторить, обобщить, систематизировать и углубить базовые знания по биологии через сознательное усвоение материала
Задачи элективного учебного предмета:
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;
- формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;
-формирование обобщенного знания материала;
-развить биологическую интуицию
Ведущие формы, методы и технологии обучения:
Методы обучения:
-иллюстративный,
-схематизация материала;
- работа с опорными конспектами и схемами;
-применение ИКТ;
-поиск аргументов и контраргументов для ответа на вопрос;
- работа с текстом;
- выполнение тренировочных заданий, тестов, вопросов и упражнений.
- проблемное изложение материала
- индивидуальные консультации
Формы организации занятий
-семинары;
-самостоятельная подготовка учащихся;
- парные занятия
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов, бактерий), человека;
сущность биологических процессов и явлений;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; современную биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь:
объяснять: -роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в -единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;
-отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
-причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; -зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; -проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
-роль гормонов и витаминов в организме;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза; решать задачи разной сложности по цитологии, генетике; распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;
выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
анализировать влияние факторов риска на здоровье человека; результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий.
Содержание элективного учебного предмета
Биология как наука. Методы научного познания (4 ч)
Биология как наука, её достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Учение о клетке (7ч)
Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов - основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство.
Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Роль митоза и мейоза.
Основы генетики и селекции (7 ч.)
Основные закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Генетическая символика и терминология. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивания. Неполное доминирование. Генетика пола: доминантные и рецессивные признаки у человека. Генетика человека. Наследственные заболевания и пути их передачи и наследования.
Разнообразие живой природы (10ч)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы, аэробы и анаэробы. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел), царство, их соподчинённость. Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека. Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Анатомия, физиология и гигиена человека (6ч)
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения, опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов.
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приёмы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема разделов и занятий | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | фактически |
| Биология как наука. Методы научного познания | 4 | | | |
1 | Биология как наука, ее достижения. Методы познания живой природы | 1 | | | |
2 | Уровни организации живой природы | 1 | | | |
3 | Биологические системы. Общие свойства биологических систем | 1 | | | |
4 | Тестирование «Биология как наука». Выявление проблемных вопросов. | 1 | | | |
| Учение о клетке | 7 | | | |
5 | Клеточная теория. Прокариоты. Эукариоты | 1 | | | |
6 | Неорганические вещества клетки | 1 | | | |
7 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды | 1 | | | |
8 | Белки. Нуклеиновые кислоты | 1 | | | |
9 | Строение клетки | 1 | | | |
10 | Деление клетки. Митоз. Мейоз | 1 | | | |
11 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 | | | |
| Основы генетики и селекции | 7 | | | |
12 | Основные закономерности наследственности | 1 | | | |
13 | Хромосомная теория наследственности | 1 | | | |
14 | Генетическая символика и терминология | 1 | | | |
15 | Законы Менделя | 1 | | | |
16 | Генетика пола | 1 | | | |
17 | Генетика человека | 1 | | | |
18 | Закономерности изменчивости | 1 | | | |
| Разнообразие живой природы | 10 | | | |
19 | Вирусы | 1 | | | |
20 | Бактерии | 1 | | | |
21 | Грибы | 1 | | | |
22 | Анатомия и физиология растений | 1 | | | |
23 | Отделы царства растений | 1 | | | |
24 | Покрытосеменные растения | 1 | | | |
25 | Систематика покрытосеменных растений | 1 | | | |
26 | Одноклеточные и кишечнополостные животные | 1 | | | |
27 | Черви | 1 | | | |
28 | Тип Хордовые | 1 | | | |
| Анатомия, физиология и гигиена человека | 6 | | | |
29 | Нервная и гуморальная регуляция | 1 | | | |
30 | Органы чувств. Анализаторы | 1 | | | |
31 | Кровеносная и дыхательная системы | 1 | | | |
32 | Выделительная система. Кожа | 1 | | | |
33 | Эндокринная и пищеварительная системы | 1 | | | |
34 | Итоговый тест по материалу курса | 1 | | |