Программа курса «Мой выбор»
Адресат: учащиеся 9-х классов общеобразовательных школ
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Франсуа Вийон
Элективный курс «Мой выбор», содержащий программно-методический комплекс, позволит учащимся самостоятельно и с помощью учителя уточнить свои профессиональные интересы, склонности и способности, познакомиться с правилами выбора профессии.
Элективный курс содержит элементы исследовательской и проектной деятельности, практические задания, профессиональная диагностика с использованием надёжных авторских методик, прошедших успешную апробацию в различных городах России.
По мнению психологов 3 проблемы не дают покоя современному человеку, будоражат его мысли, тревожат душу:
Достижение внутренней гармонии, согласия с самим собой;
Стремление к взаимопониманию;
Стремление к достижению поставленных целей.
Какие сферы жизни наиболее приемлемы для решения этих задач?
Это семья, работа, увлечения, общение. Каждое из этих слагаемых важно для человека, в каждом он выступает в определенной роли. Семью создают двое, увлечения приносят радость, а профессию выбирает сам человек.
Как её выбрать так, чтобы она стала главной в жизни радостью и увлечением. Именно профессиональная сфера предоставляет возможности для осуществления своей успешности и самореализации.
Итак, первый шаг на пути к успеху – выбор профессии. Достигнуть профессионального успеха легче, если раньше определить своё призвание, реально взвесить шансы на успех, запланировать достижения. В жизни всё взаимосвязано, и часто правильно выбранная работа оказывает влияние на все остальные сферы жизни.
Предлагаемая программа рассчитана на 17 часов учебного времени и предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ.
Цели курса:
- сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;
- активизация процесса профессионального самоопределения учащихся за счёт получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе обучения и самодиагностики.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- диагностика интересов, склонностей, личностных особенностей и интеллектуальных способностей учащихся, выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
- формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Формы работы:
- лекции;
- беседы;
- коллективные обсуждения;
- тренинговые упражнения;
- профориентационные игры и дискуссии;
- викторины;
- диагностические методики.
Планируемый результат:
- осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей и способностей;
- адекватное профессиональное самоопределение в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями, а также с учётом потребностей рынка труда в кадрах.
Система оценки достижений учащихся
- оформление творческого проекта «Мой выбор» (в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность).
- подготовка презентации о профессии, выбранной по окончании изучения курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Что я знаю о своих возможностях | 1 | 1 |
3 | Что я знаю о мире профессий | 1 | 1 |
4 | Способности и профессиональная пригодность | 1 | 2 |
5 | Планирование профессиональной карьеры | 1 | 2 |
6 | Индивидуальное консультирование учащихся | | 2 |
7 | Выполнение творческого проекта «Мой выбор» | 1 | 2 |
8 | Презентация «Мой выбор» | | 1 |
9 | Итоговое занятие | | 1 |
| ИТОГО | 6 | 11 |
Литература
Белухин Д.А. Куда идёшь? М.,2002
Дружинин В.Н. Варианты жизни М.,2000
Дусавицкий А.К. Формула успеха М., 2008
Колесникова Е.А. Выбери профессии М., 2005
Климов Е.А. Как выбрать профессию М., 2006
Кузина Ф.А. Культура делового общения М.,2000
Поляков В.А. Технология карьеры М., 2009
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии М., 2004
Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха М., 2009
Энциклопедический справочник 2000 профессий М., 2010