Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
ЭЛЕКТРОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
На тему : «Сестринская помощь при инфаркте миокарда»
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах
МДК 02.01.1 Сестринское дело в терапии
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сатка, 2022
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В настоящее время инфаркт миокарда – это ведущая причина смертности не только в России, но и во всём мире. Как форма ишемической болезни сердца, инфаркт миокарда считается одной из главных кардиологических проблем, с которой сталкиваются в современном обществе.
СОДЕРЖАНИЕ
- Цели учебного занятия
- Методы обучения и методические приемы
- Осваиваемые профессиональные компетенции
- Междисциплинарные связи
- Хронологическая карта практического занятия
- Контроль исходного уровня знаний
- Учебный материал
- Контролирующий блок
- Критерии оценки учебного занятия
- Рейтинг таблица
- Домашнее задание
- Список использованной литературы
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 Учебные (дидактические) цели:
– проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия;
– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Сестринская помощь при инфаркте миокарда»;
– сформировать и закрепить тактику медицинской сестры при оказании медицинской помощи пациентам с инфарктом миокарда.
2 Развивающие цели:
– способствовать развитию клинического мышления;
– способствовать развитию памяти и речи;
– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
3 Воспитательные цели:
– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма;
– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.
Тип занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Количество часов: 180 минут.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка учебного занятия «Сестринская помощь при инфаркте миокарда» (для преподавателя).
2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Сестринская помощь при инфаркте миокарда» (для студентов).
2. Ноутбук.
3. Телевизор.
4. Hdmi кабель.
5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint .
6. Тестовые задания.
7. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Метод
Основное назначение
Объяснительно-иллюстративный
Уровни усвоения
Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала
Репродуктивный
Частично – поисковый
Приемы
Воспроизведение
Умения и навыки
Формирование умений и навыков
использования полученных знаний
Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов
Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций
Воспроизведение
Умения и навыки
Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму
Воспроизведение
Умения и навыки
Эвристическая беседа, обобщение
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
– этапы сестринского процесса;
– определение понятия «Инфаркт миокарда», этиологию, симптоматику и клинические проявления, осложнения инфаркта миокарда;
– нарушенные потребности и проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные);
– алгоритмы оказания неотложной помощи при инфаркте миокарда и его осложнениях.
Уметь:
– провести сестринское обследование пациента с инфарктом миокарда;
– выявить проблемы пациента и интерпретировать нарушенные потребности;
– спланировать цели ухода и сестринские вмешательства;
– реализовать план ухода.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
1 Предшествующие:
– технология оказания медицинских услуг;
– анатомия с физиологией;
– фармакология с рецептурой;
– психологи.
2 Сопутствующие:
– гериатрия.
3 Последующие:
– государственная итоговая аттестация;
– первичная аккредитация.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент – 5 минут.
2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.
3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут.
4. Эвристическая беседа – 30 минут.
5. Демонстрационная часть – 25 минут.
6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.
7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 55 минут.
8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.
9.Задание на дом – 5 минут.
Этапы занятия
Деятельность преподавателя
1. Организационный момент
Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих
Деятельность студентов
2. Контроль исходного уровня знаний
Цели
Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный
Срез знаний по типу вопрос-ответ
Время
Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов
Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ
5 минут
Проверить уровень знаний перед занятием
15 минут
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
дать краткий ответ на следующие вопросы:
- Ишемический некроз участка сердечной мышцы, возникающий вследствие острого несоответствия между потребностью миокарда в кислороде и его доставкой по коронарным артериям – это ...
2. Основная причина развития инфаркта миокарда – это ...
3. Какие два вида инфаркта миокарда различают ?
4. Поражающий некрозом всю толщину стенки желудочка инфаркт называется ...
5. Сколько периодов выделяют в клиническом течении инфаркта миокарда?
6. Назовите 6 клинических вариантов инфаркта миокарда: ...
7. Куда иррадиирует боль при инфаркте миокарда?
8. Какая кривая формируется на ЭКГ при инфаркте миокарда?
9. Потенциальные проблемы пациента при инфаркте миокарда: ...
10. На каком желудочке чаще всего возникает инфаркт миокарда?
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1. инфаркт миокарда
2. атеросклероз
3. крупноочаговый и мелкоочаговый
4. трансмуральным
5. 5 периодов
6. болевой или ангинальный, астматический, абдоминальный, аритмический, цереброваскулярный, малосимптомный или асимптомный
7. в левую руку или обе руки, левое плечо, лопатку, шею, межлопаточное пространство, эпигатрий
8. монофазная кривая, напоминающая кошачью спинку
9. кардиогенный шок или острая сердечно-сосудистая недостаточность, острая левожелудочковая недостаточность и отек легких, нарушение сердечного ритма и проводимости, разрыв сердца, аневризма сердца, перикардит, тромбоэмболии большого круга кровообращения.
10. на левом
3. Изложение темы, цели и плана занятия
Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия
4.Эвристическая беседа
Слушают.
Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки
5. Демонстрационная часть
Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе.
Слушают, отвечают, дают полные ответы
Демонстрирует практические навыки: методика записи ЭКГ
15 минут
Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией
Внимательно следят за манипуляционной техникой
30
минут
Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении.
25
минут
ИНФАРКТ МИОКАРДА
Это развитие некроза (омертвения) сердечной мышцы из-за остро возникшей недостаточности кровотока, при которой нарушается доставка кислорода к сердцу
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА
Факторы, которые можно скорректировать или устранить (курение, высоки уровень холестерина ЛПНП в крови, АГ)
Факторы, которые нельзя скорректировать или устранить (пожилой возраст, мужской пол, наследственность)
Факторы, которые хуже поддаются коррекции (СД, снижение ЛПВП, ожирение, менопауза, стресс)
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНФАРКТА МИОКАРДА
Атеросклеротическое поражение сердечных артерий и развитие в них тромбов при разрыве атеросклеротической бляшки
Неатеросклеротическое поражение коронарных артерий, возникшее из-за воспалительного процесса в стенках артерий различной этиологии
Воспаление возникает в результате:
- травмы артерии;
- радиационных повреждений (в том числе при лучевой терапии рака), снижения коронарного кровотока из-за спазма коронарных артерий, расслоения аорты или коронарной артерии, эмболии (закупорки коронарных сосудов);
- врождённых аномалий коронарных сосудов;
- несоответствия между потребностями миокарда в кислороде и его доставкой;
- нарушения свёртывания крови.
СИМПТОМЫ ИНФАРКТА МИОКАРДА
Ощущение безмерной усталости, потеря сознания
Головокружение и холодный пот
Боль или неприятные ощущения в одной или обеих руках, плечах, шее, спине и нижней челюсти
Одышка, чувство нехватки воздуха
Боль в грудной клетке или ощущение, что ее сжимают
Ускоренное или аритмическое сердцебиение
Тошнота или боли в желудке
ОСЛОЖНЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА
- Нарушение сердечного ритма и проводимости.
- Острая сердечная недостаточность.
- Кардиогенный шок.
- Аневризма левого желудочка.
- Ранняя постинфарктная стенокардия.
- Перикардит.
- Тромбоэмболические осложнения.
- Тромоэндокардит.
- Нарушение мочеиспускания.
- Осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта.
- Постинфарктный аутоиммунный синдром Дресслера.
- Синдром передней грудной стенки. Синдром плеча и руки.
- Психические нарушения.
Аневризма аорты
Перикардит
ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФАРКТА МИОКАРДА
Общий анализ крови. Отражает резорбционно-некротический синдром. Начиная с 4-6-го часа инфаркта миокарда на фоне нормальных значений СОЭ начинает появляться лейкоцитоз (повышение числа лейкоцитов) нередко со сдвигом формулы влево. Лейкоцитоз сохраняется до четырёх дней и к концу первой недели снижается.
Биохимический анализ сыворотки крови. Маркерами гибели клеток сердечной мышцы (миоцитов) являются изменения концентрации в крови креатинфосфокиназы (КФК), лактатдегидрогеназы (ЛДГ), аспартатаминотрансферазы (АСАТ), а также содержание в крови миоглобина, кардиотропонинов Т и I (TnI и TnT).
ЭХОКАРДИОГРАФИЯ
С помощью эхокардиографии выявляется важнейший признак инфаркта миокарда — нарушения локальной сократимости миокарда. Эти нарушения соответствуют распространённости некроза
ЭКСТРЕННАЯ СЕЛЕКТИВНАЯ КОРОНАРНАЯ АНГИОГРАФИЯ
Исследование представляет собой рентгеновский снимок сосудов сердца, в которые предварительно введено контрастное вещество. С помощью ангиографии (коронарографии) можно установить закупорку коронарной артерии тромбом и снижение сократимости желудочка. С помощью этого метода оценивают, можно ли провести аортокоронарное шунтирование или ангиопластику — операции, восстанавливающие кровоток в сердце.
ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОСТРОМ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА
- Успокоить пациента, придать ему удобное положение лежа или сидя.
- Запретить пациенту двигаться.
- Расстегнуть стесняющую одежду.
- Обеспечить доступ свежего воздуха.
- Измерить артериальное давление, пульс, ЧСС, ЧД, провести пульсоксиметрию.
- Снять ЭКГ.
- При стабильном артериальном давление Нитроглицерин 0,5 мг или Нитроспрей 0,4 мг – под язык. Контроль артериального давления.
- Пациенту дать разжевать Аспирин 250 мг.
- По назначению врача дать пациенту 300 мг Клопидогрела до 75 лет и 75 мг Клопидогрела после 75 лет
- По назначению врача ввести 1% Морфин 1 мл + 0,9% NaCl 20 мл или 0,005% Фентанил 2 мл + 0,25% Дроперидол 2 мл – внутривенно болюсно.
- По назначению врача ввести пациенту внутривенно болюсно 4000 ЕД (0,8 мл) Гепарина + 0,9% NaCl 10 мл.
- Обеспечить подачу увлажненного кислорода 5-6 л/мин
Медицинская сестра, осуществляющая наблюдение за больным с инфарктом миокарда, должна :
- осторожно менять белье, проводить санитарную обработку; - оказывать помощь при физиологических отправлениях (подать судно, утку);
- кормить больного;
- контролировать соблюдение больным двигательного режима;
- оказывать помощь при расширении двигательного режима;
- следить за пульсом, АД, дыханием;
- следить за регулярным опорожнением кишечника (при необходимости ставить масляные или гипертонические клизмы);
- контролировать качество и состав приносимых из дома продуктов;
- своевременно выполнять все назначения врача;
- уметь пользоваться дефибриллятором.
Медицинская сестра должна уметь выявлять все проблемы пациента :
- настоящие (жалобы больного);
- потенциальные (возобновление болей в области сердца, появление аритмии, страх летального исхода);
- физиологические (трудности при совершении акта дефекации и акта мочеиспускания в положении лежа);
- психологические (неожиданное изменение образа жизни, перерыв в работе, необходимость соблюдать строгий постельный режим);
- социальные (больной может быть одиноким, его никто не навещает, не приносит передачи).
Медицинская сестра должна постоянно контактировать с больным и проводить успокаивающие и обучающие беседы:
- о возможности осложнений болезни; - о необходимости соблюдения двигательного режима; - о необходимости приема назначенных препаратов; - о благоприятном прогнозе болезни при соблюдении всех этих условий .
! Постоянно контактируя с больным, медсестра контролирует жизненные установки больного в связи с неожиданным заболеванием и своевременно информирует об этом лечащего врача
6.Оформление манипуляционных тетрадей
Раздает студентам описание манипуляций
7.Самостоятельная работа студентов
Вдумчиво переписывают.
Выполняют манипуляции.
Предлагает решить ситуационные задачи, с последующим обсуждением
Предлагает студентам ответить на тестовые задания
Закрепить навыки, полученные в ходе занятия.
Решают тестовые задания, записывают результат теста в протокол.
Решают ситуационные задачи, записывают результат в баллах в протокол.
Проверить и закрепить полученные знания. Решение тестовых заданий и ситуационных задач помогают подготовиться к ГИА. Решение клинических задач систематизируют знания, учат определять неотложное состояние и правильно оказывать неотложную доврачебную помощь
РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
В медпункт обратился мужчина 62 лет, у которого после нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.
Задания:
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Задача 2
Пациент 47 лет находится в палате интенсивной терапии третьи сутки по поводу крупноочагового инфаркта миокарда. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на отсутствие стула с момента поступления, вздутие живота, слабость, боли в животе, плохой сон. Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы обычной окраски, температура 36,8 град, ЧДД 18 в минуту, пульс 80 уд в минуту, ритмичен, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст. Живот при осмотре вздут, болезненный при пальпации в околопупочной области.
Пациенту назначено: с тол №10 ; с трогий постельный режим ; м асляная клизма ; к ровь на общий и биохимический анализ; ЛФК, массаж живота.
Задания:
1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента.
2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Предполагаемый диагноз: Острый инфаркт миокарда.
Алгоритм неотложной помощи:
1. Вызвать бригаду СМП через третье лицо.
2. Уложить пациента, запретить двигаться.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха.
4. Снять ЭКГ.
5. Под язык Нитроглицерин 0,5 мг или Нитроспрей 0,4 мг.
6. Дать пациенту разжевать 250 мг Аспирина.
7. Провести катетеризацию периферической вены.
8. По назначению врача СМП ввести лекарственные препараты.
9. Госпитализация на носилках в кардиологическое отделение.
10. При клинической смерти – СЛР.
Задача 2
1. Нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, выделять, двигаться, спать, избегать опасности.
Проблемы пациента:
настоящие: нарушение опорожнения кишечника (запор), слабость, вздутие живота, боли в животе, нарушение сна, дефицит самоухода
Потенциальные: ухудшение состояния в связи с развитием осложнений.
Из данных проблем приоритетной является нарушение опорожнения кишечника (запор)
2. Приоритетная проблема пациента – нарушение опорожнения кишечника (запор).
Краткосрочная цель: у пациента нормализируется стул, опорожнение кишечника будет ежедневно.
Долгосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами после занятий с медицинской сестрой.
План сестринских вмешательств:
1. М/с обеспечит молочно-растительную диету (черный хлеб, овощи, фрукты, молочные изделия) для нормализации работы кишечника.
2. М/с выработает у пациента условный рефлекс на дефекацию для улучшения моторики кишечника.
3. М/с обеспечит поворачивание и присаживание в постели для улучшения моторики кишечника.
4. М/с обучит элементарнымприема ЛФК и массажа живота и будет контролировать их выполнение для улучшения моторики кишечника.
5. М/с обеспечит пациента судном, отгородит ширмой от других пациентов для создания комфортного состояния.
6. М/с обеспечит постановку масляной клизмы и прием слабительных по назначению врача для нормализации стула.
7. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач для рационального питания при запоре.
8. М/с будет следить за состоянием пациента для предупреждения и ранней диагностики осложнений.
Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики запора. Цель достигнута.
8. Подведение итогов занятия, выставление оценок
Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов
Слушают, подсчитывают баллы
Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов
15 минут
Критерии оценки за тестовые задания
За каждый правильный ответ 1 балл
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
90 ÷ 100
5
80 ÷ 89
вербальный аналог
отлично
4
70 ÷ 79
3
хорошо
менее 70
удовлетворительно
2
неудовлетворительно
Критерии оценки манипуляционной техники
Критерии
Баллы
Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
5
Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
4
Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
3
Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами
2
РЕЙТИНГ ТАБЛИЦА
ФИО
1.
Тест контроль
2.
Практическая часть
Решение
задач
3.
Итог
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить лекцию
«Сестринская помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности»
Учебник: Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-социальной помощи / Э. В. Смолева. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 473 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Барановский, В. А. Справочник медицинской сестры / В. А. Барановский. – М. : Медицина, 2019. – 46 с.
2 Гребнев, А. Л. Основы общего ухода за больными: учеб. пособие / А. Л. Гребнев, А. А. Шептулин, А. М. Хохлов. – М. : Медицина, 2019. – 288 с.
3 Лычев, В. Г. Сестринское дело в терапии / В. Г. Лычев, Т. Т. Карманова. – М. : Форум, 2018. – 347 с.
4 Никишова, В. Н. Кардиология / В. Н. Никишова, Ю. Е. Францева. – М. : Эксмо, 2018. – 240 с.
5 Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций / Н. В. Широкова и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 160 с.
6 Руксин, В. В. Неотложная кардиология / В. В. Руксин. – СПб. : Невский диалект, 2018. – 503 с.
7 Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-социальной помощи / Э. В. Смолева. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 473 с.
8 Храмова, Е. Ю. Полный справочник по уходу за больными / Е. Ю. Храмова. – М. : РИПОЛ классик, 2018. – 157 с.
9 Щукин, Ю. В. Методы исследования пациента / Ю. В. Щукин. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 287 с.
10 Яромия, И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника И. В. Яромич. – Минск : Высшая школа, 2018. – 527 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!