СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный портфолио учителя химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложен вариант электронного портфолио учителя химии

Просмотр содержимого документа
«Электронный портфолио учителя химии»

С.С. Мелеховец, учитель-методист,

учитель химии ГУО «Лицей №1 имени А.С. Пушкина»


Электронный портфолио учителя химии


За многие годы работы учителя накапливают огромный методический и дидактический материал. Это планы-конспекты и технологические карты уроков, разработки внеклассных мероприятий, контрольные, проверочные, самостоятельные и практические работы, тематические подборки задач и упражнений, материалы предметных олимпиад, методические рекомендации по предмету, свои личные выступления на педсоветах, семинарах и конференциях, исследовательские и творческие работы учащихся и тому подобное. В учебных кабинетах эти материалы многие годы хранились, да и до сих пор хранятся в многочисленных папках (бумажно-папочный вариант). Некоторые из этих материалов учитель использует постоянно, другие долгое время остаются практически не востребованными. Создание каталогов на бумажных носителях не особенно облегчает работу учителя по поиску нужных документов, потому что бумаги не всегда возвращаются на своё обычное место хранения, путаются, теряются, со временем приходят в негодность.

С появлением компьютера появилась реальная возможность обобщить, классифицировать и систематизировать созданные непосредственно учителем и накопленные в процессе работы материалы.

Учителя химии ГУО «Лицей №1 имени А.С. Пушкина» уже несколько лет занимаются созданием «электронного портфолио» учителя-предметника.

Традиционный портфолио в понимании многих представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений человека (как правило – учащегося) в той или иной области. Однако существует огромное разнообразие определений портфолио: коллекция определенной области (С. Пейн); рабочая файловая папка (Т. Новикова); целенаправленная коллекция работ ученика, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной и более областях (Д. Майер); выставка работ учащегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста (Фрай) и др.

Существуют, и в последнее время становятся очень популярными, профессиональные портфолио учителя. Основной смысл такого портфолио – «показать всё, на что ты способен».

В соответствии с одной из классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;

отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя.

В нашем случае, электронный портфолио учителя химии – это скорее база, хранилище рабочих материалов, личностно значимых для учителя, необходимых ему для осуществления образовательного процесса. Он, по сути, сочетает в себе все три выше названных вида портфолио и не только позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности (учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской), но в большей степени способствует оптимизации этой деятельности, позволяет повысить её качество и результативность.

Такой портфолио отражает динамику развития учителя, позволяет учителю реально представить и оценить имеющиеся результаты, провести мониторинг, осуществить рефлексию, спланировать свою дальнейшую деятельность.

При составлении электронного портфолио мы руководствовались следующими основными принципами:

- актуальность (материалы необходимые для осуществления различных видов деятельности учителя-предметника, классного руководителя);

- логичность (чёткая структуризация материала);

- аккуратность оформления материалов, наглядность;

- технологичность (удобство в использовании, возможность постоянно пополнять, вносить коррективы, тиражировать материалы и т.д.)

- функциональность (возможность предоставить материалы своим коллегам, администрации, проверяющим);

- эффективность (повышение самооценки учителя, его педагогического мастерства).

Большое значение при создании и оформлении портфолио имеет специфика учебной дисциплины, в рамках которой он создается. Химия в этом плане – особая наука.

Мы предлагаем следующий вариант электронного портфолио учителя химии (содержание папок может варьироваться в зависимости от интересов и потребностей учителей). Для некоторых папок приведено примерное содержание.


I. Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности

1.Кодекс об образовании;

2.Образовательный стандарт. Химия;

3.Концепция учебного предмета «Химия»;

4.Нормы оценки учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам;

5.Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи;

6.Инструктивно-методические письма МО РБ;

7.Учебные программы

8.Календарно-тематическое планирование


II. Кабинет химии

1.Паспорт кабинета

2.Планы работы кабинета

3.Инструкции по охране труда, пожарная безопасность

4.Материалы для информационных стендов

5.Расписания (звонков, работы кабинета)

6.Графики (занятости кабинета, проветривания)

7.Учебно-материальная база:

7.1.Список учебной, методической, познавательной, справочной

литературы по предмету;

7.2.Список наглядных пособий;

7.3.Наличие технических и электронных средств обучения;

7.4.Списки аудио - и видеопособий;

7.5.Перечень дидактического материала;

7.6.Перечень измерителей качества обученности учащихся

и т.д.


III. Методика преподавания

1. Активная оценка (интернет-курс)

2. Образовательные технологии (в папке собран теоретический материал по различным образовательным технологиям, статьи, выступления о возможностях применения различных технологий или их элементов на уроках химии, материалы из опыта работы коллег)

2.1. Адаптивная система обучения

2.2. Вузовская технология

2.3. Интегральная образовательная технология

2.4. Информационные технологии

2.5. Модульная технология

2.6. Перевернутое обучение

2.7. Применение тестовых заданий в новых образовательных

технологиях (Аванесов В.С.)

2.7. Проблемное обучение

2.8. Технология дидактических многомерных инструментов

2.9. Технология кооперативного обучения

2.10.Технология многомерных дидактических инструментов

2.11.Технология полного усвоения знаний

2.12.Технология проектного метода

2.13.Технология развития критического мышления

2.14. Технология уровневой дифференциации

и др.

3. Оценочная деятельность учителя

3.1. Оценка и отметка, их роль и функции в образовательном процессе

3.2. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

3.3. Принципы использования оценочного инструментария

3.4. Пути формирования адекватной и объективной самооценки

и т.д.

4. Рефлексия

4.1. Рефлексивные умения в работе учителей предметников

4.2. Психологический механизм рефлексивного процесса, технология

рефлексии и её компоненты

4.2.Функции рефлексии в педагогическом процессе

4.3.Методикаи этапы организации рефлексивной деятельности

4.4.Приёмы рефлексии

4.5. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция

и т.д.

5. Методические пособия для учителя

6. Современный урок химии:

6.1.Структура урока

6.2.Цели и задачи урока

6.3.Проектирование и конструирование урока

6.4.Типология и формы организации уроков

6.5.Нетрадиционные формы проведения уроков

6.6.Современные требования к урокам

6.7.Технологические карты уроков

6.8.Анализы уроков

и т.д.

7. Методика химического эксперимента

7.1. Домашний химический эксперимент

7.2. Качественные реакции неорганических и органических веществ

7.3. Методы количественного анализа

7.4. Методика химического эксперимента

7.5. Практические методы в преподавании химии

7.6. Экспериментальные задачи

и т.д.

8. Использование интерактивной доски на уроках химии (методические

материалы)

9. Высокомотивированные учащиеся

9.1. Банк данных высокомотивированных учащихся

9.2. Диагностика одаренности

9.3. Организация работы с талантливыми учащимися

9.4. Система работы с высокомотивированными учащимися

9.5. Тренинги

и т.д.

10. Алгоритмизация мыслительных процессов и деятельности (теоретический аспект и различные алгоритмы, используемые при изучении химии)

11. Исследовательская деятельность (теория)

12. Мотивация в обучении

12.1. Психолого-педагогические особенности личности старших

школьников

12.2. Виды мотивов учебной деятельности

12.3. Условия развития учебной мотивации

12.4. Рекомендации по формированию учебной мотивации

и т.д.

13. Образцы бланков учебной документации (анализ урока, анализ контрольных и экзаменационных работ, бланки ответов для графических диктантов и тестовых заданий, выполнение практической части программы и т.п.)

14. Педагогический словарик

15. Сайты по химии

1) http://www.alhimik.ru АЛХИМИК
2) http://www.chemistry.narod.ru Мир химии
3) http://hemi.wallst.ru Химия. Образовательный сайт для школьников
4) http://www.college.ru/chemistry/ Открытый колледж: химия
5) http://www.chemistry.ssu.samara.ru Органическая химия
6) http://chemistry.r2.ru Уроки по химии для школьников
7) http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии
8) http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/ Химический раздел
9) http://www.mari-el.ru/mmlab/home/organic/www/main.htm
Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW"
10) http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html Расчетные задачи по химии
11) http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ Химическая страничка
12) http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry
13) http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/
14) http://www.ipk.alien.ru/education/s-school/org-him.html Аграрная школа
15) http://www.1september.ru/ru/him.htm
16) http://teacher.km.ru/chem.phtml Учимся учиться: Химия

17)

http://festival.1september.ru/chemistry/2 Открытый урок 1 сентября

18) http://www.nastaunik.info/files/f/906

и т.д.


IV. Методическая работа

1.Учебно-методическое объединение учителей естественно-научных дисциплин:

1.1. Планы работы УМО

1.2. Анализы работы

1.3. Протоколы заседаний

1.4. Выступления учителей на заседаниях УМО

1.5. Темы по самообразованию

1.6. Фотоотчёты

и т.д.

2.Экспериментальная и инновационная деятельность:

2.1. План экспериментальной деятельности;

2.2. Экспериментальные программы;

2.3. Дневник учителя-экспериментатора

2.3.1. Программа мониторинга

2.3.2. Мониторинг по четвертям

2.3.3. Учёт работы учителя

2.3.4. Анализ письменных работ учащихся

2.3.5. Характеристика группы

2.3.6. Табель успеваемости учащихся

2.4. Отчёты по экспериментальной работе;

2.5. Аналитические записки

и т.д.

3.Повышение квалификации учителя

3.1. Нормативные документы

3.1.1. Инструкция о порядке проведения аттестации

3.1.2. Методические рекомендации о порядке проведения

квалификационного экзамена

3.1.3. Требования к оформлению педагогического опыта

(научно-методической разработки), представленного к аттестации

3.2. Обобщение опыта работы (методические материалы)

3.2.1. Требования к профессиональной деятельности учителя

3.2.2. Критерии оценки опыта учителя

3.2.3. Примерная структура описания педагогического опыта

3.2.4. Программа изучения профессиональной деятельности учителя

3.2.5. Аналитическая информация по итогам изучения педагогической деятельности

4. Транслирование опыта профессиональной деятельности:

4.1. Выступления на педагогических советах, конференциях, семинарах;

4.2. Публикации;

4.3. Мастер-классы;

4.4. Обобщение опыта учителей (материалы)

и т.д.

5. Мониторинг педагогической деятельности и учебных достижений учащихся

5.1. Результативность учебной деятельности по четвертям

5.2. Отчёты о выполнении учебной программы и её практической части

5.3. Поэлементные анализы результатов контрольных и практических

работ

5.4. Анализ соответствия содержания учебных программ требованиям

профильного обучения, уровню подготовки к ЦТ (в рамках

экспериментального проекта «Апробация учебных планов для

учреждений общего среднего образования на II III ступенях

общего среднего образования в условиях реализации допрофильной подготовки и профильного обучения (2014-2017)»)

5.5. Самоопределение учащихся выпускных классов


V. Олимпиады

1. Программы для подготовки учащихся к олимпиадам

2. Задания (по годам, по этапам Республиканских олимпиад, по классам, из Интернета и т.п.)

3. Дистанционные олимпиады

4. Непрерывная лицейская олимпиада (задания)

5. Документация

5.1. Списки участников;

5.2. Графики проведения олимпиад;

5.3. Графики подготовки учащихся;

5.4. Расписания занятий с преподавателями ВУЗов;

5.5. Протоколы олимпиад;

5.6. Рассадка

и т.д.

6. Результаты олимпиад

и т.д.


VI. Достижения учащихся

1. Исследовательская деятельность учащихся

1.1. Нормативная база

1.2. Правила оформления исследовательских работ

1.3. Тематика исследовательских работ

1.4. Работы учащихся (тексты, презентации, рецензии)

2. Конкурсы и конференции

2.1. «Одиссея разума»

2.1.1. Программы конференций

2.1.2. Планы проведения

2.1.3. Критерии оценки работ

такой же перечень повторяется в каждой последующей папке:

2.2. «Белка»

2.3. Районные конкурсы и конференции

2.4. Городские и региональные конкурсы и конференции

2.5. Областные конкурсы и конференции

2.6. Республиканские конкурсы и конференции

и т.д.


VII. Внеклассная работа по химии

1. Факультативы

1.1. Программы факультативов

1.2. Планирование

1.3. Графики проведения

1.4. Разработки факультативных занятий

и т.д.

2. Химия и жизнь

2.1. Видеофильмы

2.2. Презентации

2.3. Рефераты

и т.д.

3. Недели химии

3.1. Документация

3.2. Планы проведения недель

3.3. Отчёты и анализы проведения предметных недель

3.4. Фотоотчёты

3.5. Презентации

и т.д.

4. Конкурсы, викторины, игры

5. Разработки внеклассных мероприятий

6. Видеофильмы

и т.д.


VIII. Учебная деятельность

1. Учебные программы

2. Календарно-тематическое планирование по классам

1. Алгоритмы

2. Контрольно-измерительные материалы

2.1. Контрольные работы

2.2. Контрольные срезы, зачётные и экзаменационные работы,

вступительные экзамены в лицей

2.3. Тестовые задания

и т.д.

3. Подготовка к централизованному тестированию (подборки качественных и количественных задач, тестовых заданий, цепочек превращений по темам и т.п.)

Тематические папки по курсам химии:

4. Общая химия

4.1. Основные понятия и законы химии

- планы-конспекты и технологические карты уроков

- презентации

- схемы, таблицы, распечатки для учащихся

- тренировочные задания

- графические диктанты

- тестовые задания

- самостоятельные работы

- контрольные работы

- задачи, цепочки превращений

такой же перечень повторяется в каждой последующей папке:


4.2. Строение атома и периодический закон

4.3. Химическая связь и строение вещества

4.4. Химические реакции

4.5. Растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз

4.6. Основные классы неорганических веществ


5. Неорганическая химия

5.1. Неметаллы

5.1.1. Неметаллы (общая характеристика)

5.1.2. Элементы VII группы

- планы-конспекты и технологические карты уроков

- презентации

- схемы, таблицы, распечатки для учащихся

- тривиальные названия

- тренировочные задания

- графические диктанты

- тестовые задания

- задачи и цепочки превращений

- самостоятельные работы

- контрольные работы

- практические работы

- видеоэксперимент

такой же перечень повторяется в каждой последующей папке:

5.1.3. Элементы VI группы

5.1.4. Элементы V группы

5.1.5. Элементы IV группы

5.1.6. Минеральные удобрения

5.2. Металлы

5.2.1. Металлы (общая характеристика)

5.2.2. Щелочные и щелочноземельные металлы

5.2.3. Алюминий

5.2.4. Металлы побочных подгрупп

5.2.5. Получение металлов

6. Органическая химия

6.1. Углеводороды

6.1.1. Теория строения органических веществ

6.1.2. Алканы

- планы-конспекты и технологические карты уроков

- презентации

- схемы, таблицы, распечатки для учащихся

- тривиальные названия

- тренировочные задания

- графические диктанты

- тестовые задания

- задачи и цепочки превращений

- контрольные работы

- практические работы

- самостоятельные работы

- видеоэксперимент

такой же перечень повторяется в каждой последующей папке:

6.1.3. Алкены

6.1.4.Алкины

6.1.5. Диены

6.1.6. Арены

6.1.7. Природные источники УВ

6.1.8. Углеводороды (обобщение и систематизация)

6.2. Кислородсодержащие органические вещества

6.2.1. Спирты и фенолы

6.2.2. Альдегиды

6.2.3. Карбоновые кислоты

6.2.4. Сложные эфиры, жиры

6.3. Углеводы

6.3.1. Моносахариды

6.3.2. Дисахариды

6.3.3. Полисахариды

7. Азотсодержащие органические соединения

7.1. Амины

7.2. Аминокислоты

7.3. Белки

8. Высокомолекулярные соединения

9. Биологически активные вещества


IX. Профориентация

1. Нормативная и методическая основа профориентационной работы в учреждениях образования

2. Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной среды

3. Психологи советуют

4. Информационные бюллетени

5. Презентации

6. Теоретический аспект (методические рекомендации, статьи, выступления)

7. Профессиограммы

8. Диагностика профессиональных наклонностей (анкеты, опросники,

методики выявления профессиональных качеств учащихся и т.п.)

9. Тематика и разработки мероприятий по профориентации

10. Интернет-ресурсы по проблемам профориентации молодёжи (сайты, содержащие информацию по профориентационной работе)

и т.д.


Приведенный нами перечень материалов портфолио – это только один из вариантов. Безусловно, каждый учитель классифицирует накопленные материалы так, как ему удобно.

Важно, чтобы учителя проанализировали свою работу, успехи и неудачи, обобщили и систематизировали педагогические достижения, объективно оценили свои способности и возможности, увидели перспективы профессионального и личностного роста.