Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
директор МБОУ Наро-Фоминская сош №6
с углубленным изучением отдельных предметов
____________________________О.В. Очередная
«______» _______________2016 г.
ПРОГРАММА КУРСА
по обществознанию «Политический круиз»
9 класс
Составитель: Федорова О.В.,
учитель истории и обществознания
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В быстро меняющихся социокультурных условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового мышления, общей, экономической, правовой культуры гражданина России. Знания основ экономики, политики, права, социологии являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным вопросам обществознания формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе.
Политика – одна из важнейших сфер жизни общества. От решений, принимаемых политиками, зависит жизнь общества. Участвуя в выборах, обсуждая политические вопросы, становясь членами политических организаций, принимая на себя обязанности гражданина, человек вступает в мир политики.
В современной российской школе во главу угла ставится гражданское образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Это подразумевает многогранное осмысление обучающимися социально-политических дисциплин и формирование высокой политической грамотности. Поскольку любой учебник имеет жесткие рамки, следовательно, авторы излагают материал сжато, в пределах отведенного минимума и отказываются от многих интересных проблем.
Разработка данного курса шла от педагогической практики и потребностей реальной жизни, требующей от учителей социальнополитических дисциплин в условиях формирования гражданского общества более полной политологической информации.
Настоящий элективный курс предназначен для преподавания в 9 классе общеобразовательной школы и содержит 34 занятия. Он позволяет активно вовлечь детей в процесс познания, создать политологическую лабораторию, в которой обучающиеся получали бы новые знания, приобретали бы навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам социальной и политической жизни современного общества.
При составление программы курса «Ориентир в лабиринте закона» были использованы материалы «Элективные курсы по обществознанию 9-11классы» (для предпрофильной подготовке и профильного обучения): методическое пособие/ составители Т.А. Корнева, В. В. Черников, О.В. Козачек; под редакцией О.В. Козачек, В. В. Черникова- М. Глобус, 2006
Целью курса является
повышение политической грамотности обучающихся, способствующее становлению их активной гражданской позиции.
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—16 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной, политической и правовой культуры, политического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
расширить знания обучающихся по обществознанию и политологии;
развить способности обучающихся осмысливать явления действительности на основе политического анализа, теоретически или практически применять свои политические знания;
создать условия для формирования личности школьника как гражданина, уважающего права человека и демократические ценности
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ политической, экологической культуры;
Методы и формы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, проективное моделирование, ролевая игра, работа с документами, миниисследование.
Ожидаемый результат: работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;
рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы;
ориентироваться в современной политической действительности;
определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
анализировать документы;
анализировать публикации в периодических изданиях;
работать с диаграммами и таблицами;
формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.) - сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тематический план элективного курса «Политический круиз»
Название разделов | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Мир политического как предмет изучения |
Тема 1. Наука политология. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Политология и политика | 2 | 1 | 1 |
Тема 3. Политические инструменты | 1 | 1 | |
Тема 4. Политическая система современного общества. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 2. Политическая деятельность |
Тема 1. Политическое лидерство | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Избирательная кампания | 3 | 1 | 2 |
Тема 3. Политическое поведение | 3 | 1 | 2 |
Тема 4. Политические конфликты | 3 | 1 | 2 |
Тема 5. Политическая пропаганда | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3. Политическая культура |
Тема 1. Политическая культура и ее модели | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Политическая символика. | 1 | 1 | |
Тема 3. Политические коммуникации | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. Социальная политическая переписка | 1 | 1 | |
Раздел 4. Современное гражданское общество |
Тема 1. Политическая элита | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Политики мира и России | 2 | 1 | 1 |
Тема 3. Глобализация | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. Первый шаг в политическую жизнь | 2 | 1 | 1 |
Итоговое обобщение курса | 1 | | 1 |
Всего | 34 | 17 | 17 |
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем занятий | Форма занятия. | На занятии | Форма контроля и организации деятельности |
Раздел 1. Мир политического как предмет изучения |
1. 2 | Наука политология. | Лекция | Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия науки о политике. Специфика политических законов, их взаимосвязь с другими законами социальной жизни. Методологические основы политологии. Методы, применяемые политической наукой. Природа политических знаний и функции политологии. | Беседа Устный опрос |
3 4 | Политология и политика | Комбинированное занятие | Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Научная база политики. Политические теории. | Беседа Работа с источниками |
5 | Политические инструменты. | Комбинированное занятие | "Патриотизм" как самый распространенный и дешевый политический инструмент. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий | Заполнение таблицы. Работа с источниками Устный опрос. |
6 | Политическая система современного общества. | Комбинированное занятие | Типология современных политических систем. Основные черты политической системы РФ. Функции политической системы. Компоненты политической системы. | Устный опрос Составление тематического плана |
Раздел 2. Политическая деятельность. |
7 8 | Политическое лидерство | Лекция, проблемные задания | Что такое политическое лидерство? Роль политического лидера. Типология политического лидерства. Функции политического лидерства. Теории политического лидерства. Стили лидерства. | Устный опрос. Работа с документом Тематический зачет |
9 10 11 | Избирательная кампания. | Комбинированное занятие | Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели) избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах. Законодательство об избирательной системе. Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы. | Устный опрос Составление тематического плана Тематический зачет |
12 13 14 | Политическое поведение. | Комбинированное занятие | Истоков политического поведения и формы его проявления. Правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы политического поведения. Регулирование политического поведения | Обобщающая беседа Составление тематического плана. Устный опрос. |
15 16 17 | Политические конфликты. | Комбинированное занятие | Источники и значение конфликтов в политике. Эскалация политического конфликта. Урегулирование конфликта. Статистические и динамическая модели конфликта. | Устный опрос Работа с источниками Тематический зачет. |
18 19 | Политическая пропаганда. | Лекция, проблемные задания. | История пропаганды. Теории пропаганды. Цели пропаганды. Технология изготовления и распространения пропаганды. Жанровое разнообразие пропаганды. | Беседа Проверка индивидуальных заданий |
20 21 | Политическая культура и её модели. | Лекция. | Содержание, элементы и структура политической культуры. Исторические типы политической культуры: их общечеловеческие, цивилизационные, формационные, интернациональные и национально-религиозные ценности. Политическая культура и религия. Общая характеристика политической культуры. | Беседа Проверка индивидуальных заданий. Составление тематического плана. |
22 | Политическая символика. | Лекция | Национально-государственные символы. Патриотические символы. Общественные символы. Основные атрибуты российского государства: государственный герб и гимн. Отношение общества к политическим символам в Российской Федерации. | Беседа Устный опрос Проверка индивидуальных заданий |
23 24 | Политические коммуникации. | Лекция, проблемные задания. | Изучение структуры политической коммуникации. Исследование средств коммуникации политической деятельности в информационном обществе. Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т. д.), электронные средства (радио, телевидение и т. д.); коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми; Коммуникация через неформальные каналы. | Дискуссия, Написание эссе |
25 | Социальная политическая переписка. | Комбинированное занятие | Виды письменной речи, способствующие укреплению гражданского единства с другими гражданами. Послания к должностным лицам. Получение информации или помощи. Информация по общественным проблемам. | Устный опрос Составление тематического плана Тематический зачет |
Раздел 4. Современное гражданское общество |
26 27 | Политическая элита. | Лекция. Проблемные задания | Понятие политической элиты. Современные требования элиты. Решение проблемы политической элиты в современном обществе: особенности формирования и динамика развития. Основные виды элитарных политических групп и выполняемые ими роли. Факты реальной жизни и эмпирические исследования элитарных групп. Социально-классовый состав, внутренняя дифференциация, степень открытости или закрытости элитарных групп. | Беседа Ролевая игра Работа с документами |
28 29 | Политики мира и России. | Лекция. Работа с документами | Самые известные в истории цивилизации выдающиеся политические деятели России, Германии, Франции, Англии, других европейских государств, Америки. | Беседа. Проверка индивидуальных заданий |
30 31 | Глобализация | Лекция. Работа с документами | Глобализация. Политический контекст глобализации. РФ в системе глобализации мирового сообщества. Проблемы безопасности. Классификации угроз и опасностей. | Беседа. Работа с документами. |
33 33 | Первый шаг в политическую жизнь | Комбинированное занятие | Готовимся к политической жизни. Мое отношение к политики и власти. Избирать и быть избранным. Лидер или аутсайдер. | Беседа. Тематический зачет |
34 | Итоговое занятие | | Обобщение и закрепление знаний. | Тестирование |