СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Занимательная биология" для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс для 6 класса. Материал расширяет кругозор детей.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Занимательная биология" для 6 класса»




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области





Программа



Элективного курса



« Занимательная биология»




Ступень обучения (класс) 6 класс



Количество часов 8










Составила:

учитель биологии

Чистякова Елена Руслановна





г.Макарьев 2015 г

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Занимательная биология» рассчитана на учащихся 6 класса.

Спецкурсы расширяют умственный кругозор школьников, развивают их познавательные интересы. Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы должны способствовать успешному изучению биологии как очень интересного и увлекательного предмета. Элективные курсы по сравнению с кружками - более высокая ступень дифференциации обучения, поскольку учащиеся изучают углубленно этот предмет, с четко очерченной системой знаний, умений и навыков и приобретают их, как и на обязательных уроках, в определенной последовательности. Поэтому такие курсы дают дополнительные знания учащимся, побуждают их прочитывать биологическую литературу, проявлять интерес к изучаемому предмету. В процессе углубленного изучения биологии необходимо осуществлять профориентацию их на биологические, сельскохозяйственные , медицинские, педагогические специальности, которые всегда востребованы .

Цель:

Заинтересованность учащихся изучаемым предметом.

Формирование углубленных познаний.

Умение выполнять практические работы и ставить опыты.

Задачи:

Развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска.

Развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять практические задания.

Развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах.

Вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки.

Воспитание любви к природе, всему живому.






Место курса в образовательном процессе


Занимательная биология позволит углубить биологические знания учащихся, воспитает интерес к жизни растений и животных, бережное отношение к природе. Удовлетворит любознательность учащихся о живой природе, даст популярные ответы на многие вопросы и укрепит сознание роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.

Методика преподавания курса

Предполагается применение технологии критического мышления.

Используются общедидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.

Формы работы: парные, индивидуальные, работа в малых группах.

Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:


1.Постановка опытов

2. Написание докладов, рефератов, эссе.

3. Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.

4. Составление слайдового материала, презентаций.

5. Охрана природы родного края.

6. Обработка собранного материала.

7. Подготовка к проектам.

Предполагаемые результаты. Основные умения учащихся.


Самостоятельно работать с источниками, оказывать помощь слабоуспевающим учащимся из группы.

Заниматься эффективными методами исследований растений и животных.

Обеспечить более системный подход в изучении биологии, как очень важной науки.

Принимать активное участие в предметных олимпиадах.

Собирать и систематизировать полученный материал.

Позиция педагога

Руководящая роль принадлежит ученикам, перед которыми учитель ставит задачу, а они находят поиск к решению этих задач. Учитель направляет работу учащихся в правильное русло, помогает ,если возникают трудности , в основном выступает в роли « наблюдателя» ,тем самым давая возможность учащимся критически мыслить. Учитель намечает объекты для исследования, виды и методы работы. Результаты элективного курса зависят от того, как и в какой степени учитель сам занимается исследовательской работой, и как он сумел заинтересовать учеников. Он должен хорошо знать методику преподавания курса, уметь четко и грамотно проводить практические занятия.


Программа элективного курса « Занимательная биология»


Чудеса живой природы (1 час)


Регенерация как степень развития организма. Прививка или «сборное растение». Садовод Иван Владимирович Мичурин.

Чадолюбивые отцы (1 час)

Интереснийшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костяной крючок самца рыб куртус. Роль самца жабы - повитухи.

Цветы и насекомые (1 час)

Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых опылителей. Роль в природе и жизни человека.

Растения - хищники (1 час)

Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.

Потомки вымерших деревьев (1 час)

Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема.

Формы и краски в мире животных (1 час)


Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покровительственная окраска и защитная форма.

Размножение растений (1 час).

Единство живой природы. Размножение у растений.

Итоговое занятие (1 час)

Полученные знания - в жизнь. Парад знаний .




Учебно -тематический план курса «Занимательная биология»


Наименование темы

Количест

во ча

сов

Формы и методы обучения

Вид обратной связи

Чудеса живой природы (1час)

1


Все о регенирации животных.

«Сборное растение».

1


Рассказ. Просмотр слайдов.


Реферат. Работа в группе.

Чадолюбивые отцы (1 час)

2

Роль самцов рыб в воспи тании потомства. Интерес нейшие явления в живой природе.

1


Просмотр видеофиль ма. Рассказ.

Сканворд.Работа с энциклопедией

Цветы и насекомые (1 час)

3

Два мира. Разнообразие насекомых опылителей.

1


Показтаблиц, ви-

деофильма.Беседа

Сообщение. Работа в парах.Составление схем.

Растения-хищники ( 1час)

4

Странные растения.

1

Рассказ. Рассматри-

вание таблиц.

Реферат.

Работа в паре.

Потомки вымерших деревьев (1 час)

5

Хвощи и плауны.

1

Беседа. Работа с микроскопом.

Сообщение.

Формы и краски в мире животных (1 час)

6

Мимикрия. Форма и окраска -инстинкт и повадки.

1


Показ видеофильма.

Беседа.

Изготовление таблицы. Работа группой. Состав-

ление кроссворда. Работа группой.

Размножение растений (1 час)

7

Размножение у растений .

1

Практическая рабо та по размножению растений .

Сообщение о размно жении растений.

Итоговое занятие (1 час)

8

Парад знаний


1

Открытый урок

Презентация полученных знаний. Презентация слайдов выполненных самостоятельно.




Рекомендуемая литература


Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год.

Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах

Лункевич В.В.-Занимательная биология. «Наука» 1965 год.

Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975 год

Панфилов Д.В. В мире насекомых.

Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год.

Популярная энциклопедия .Книга первая «Обычное в необычном» 1990 г

Популярная энциклопедия. Книга вторая «Загадки живой природы» 1993г

Рублев С. Энциклопедия « Вмире животных». ИД «Владис»-2009 год

Тинберген Н. Поведение животных

Трайтак Д.И. Растения « Просвещение » 1996 год

Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год

Фарб П. Насекомые « Мир» Москва 1976 год.

Я иду на урок биологии . Книга для учителя. Москва . « Первое сентября» 2000 год.