Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области
Программа
Элективного курса
« Занимательная биология»
Ступень обучения (класс) 6 класс
Количество часов 8
Составила:
учитель биологии
Чистякова Елена Руслановна
г.Макарьев 2015 г
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Занимательная биология» рассчитана на учащихся 6 класса.
Спецкурсы расширяют умственный кругозор школьников, развивают их познавательные интересы. Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы должны способствовать успешному изучению биологии как очень интересного и увлекательного предмета. Элективные курсы по сравнению с кружками - более высокая ступень дифференциации обучения, поскольку учащиеся изучают углубленно этот предмет, с четко очерченной системой знаний, умений и навыков и приобретают их, как и на обязательных уроках, в определенной последовательности. Поэтому такие курсы дают дополнительные знания учащимся, побуждают их прочитывать биологическую литературу, проявлять интерес к изучаемому предмету. В процессе углубленного изучения биологии необходимо осуществлять профориентацию их на биологические, сельскохозяйственные , медицинские, педагогические специальности, которые всегда востребованы .
Цель:
Заинтересованность учащихся изучаемым предметом.
Формирование углубленных познаний.
Умение выполнять практические работы и ставить опыты.
Задачи:
Развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска.
Развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять практические задания.
Развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах.
Вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки.
Воспитание любви к природе, всему живому.
Место курса в образовательном процессе
Занимательная биология позволит углубить биологические знания учащихся, воспитает интерес к жизни растений и животных, бережное отношение к природе. Удовлетворит любознательность учащихся о живой природе, даст популярные ответы на многие вопросы и укрепит сознание роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.
Методика преподавания курса
Предполагается применение технологии критического мышления.
Используются общедидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.
Формы работы: парные, индивидуальные, работа в малых группах.
Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:
1.Постановка опытов
2. Написание докладов, рефератов, эссе.
3. Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
4. Составление слайдового материала, презентаций.
5. Охрана природы родного края.
6. Обработка собранного материала.
7. Подготовка к проектам.
Предполагаемые результаты. Основные умения учащихся.
Самостоятельно работать с источниками, оказывать помощь слабоуспевающим учащимся из группы.
Заниматься эффективными методами исследований растений и животных.
Обеспечить более системный подход в изучении биологии, как очень важной науки.
Принимать активное участие в предметных олимпиадах.
Собирать и систематизировать полученный материал.
Позиция педагога
Руководящая роль принадлежит ученикам, перед которыми учитель ставит задачу, а они находят поиск к решению этих задач. Учитель направляет работу учащихся в правильное русло, помогает ,если возникают трудности , в основном выступает в роли « наблюдателя» ,тем самым давая возможность учащимся критически мыслить. Учитель намечает объекты для исследования, виды и методы работы. Результаты элективного курса зависят от того, как и в какой степени учитель сам занимается исследовательской работой, и как он сумел заинтересовать учеников. Он должен хорошо знать методику преподавания курса, уметь четко и грамотно проводить практические занятия.
Программа элективного курса « Занимательная биология»
Чудеса живой природы (1 час)
Регенерация как степень развития организма. Прививка или «сборное растение». Садовод Иван Владимирович Мичурин.
Чадолюбивые отцы (1 час)
Интереснийшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костяной крючок самца рыб куртус. Роль самца жабы - повитухи.
Цветы и насекомые (1 час)
Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых опылителей. Роль в природе и жизни человека.
Растения - хищники (1 час)
Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.
Потомки вымерших деревьев (1 час)
Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема.
Формы и краски в мире животных (1 час)
Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покровительственная окраска и защитная форма.
Размножение растений (1 час).
Единство живой природы. Размножение у растений.
Итоговое занятие (1 час)
Полученные знания - в жизнь. Парад знаний .
Учебно -тематический план курса «Занимательная биология»
№ | Наименование темы | Количест во ча сов | Формы и методы обучения | Вид обратной связи |
Чудеса живой природы (1час) |
1 | Все о регенирации животных. «Сборное растение». | 1 | Рассказ. Просмотр слайдов. | Реферат. Работа в группе. |
Чадолюбивые отцы (1 час) |
2 | Роль самцов рыб в воспи тании потомства. Интерес нейшие явления в живой природе. | 1 | Просмотр видеофиль ма. Рассказ. | Сканворд.Работа с энциклопедией |
Цветы и насекомые (1 час) |
3 | Два мира. Разнообразие насекомых опылителей. | 1 | Показтаблиц, ви- деофильма.Беседа | Сообщение. Работа в парах.Составление схем. |
Растения-хищники ( 1час) |
4 | Странные растения. | 1 | Рассказ. Рассматри- вание таблиц. | Реферат. Работа в паре. |
Потомки вымерших деревьев (1 час) |
5 | Хвощи и плауны. | 1 | Беседа. Работа с микроскопом. | Сообщение. |
Формы и краски в мире животных (1 час) |
6 | Мимикрия. Форма и окраска -инстинкт и повадки. | 1 | Показ видеофильма. Беседа. | Изготовление таблицы. Работа группой. Состав- ление кроссворда. Работа группой. |
Размножение растений (1 час) |
7 | Размножение у растений . | 1 | Практическая рабо та по размножению растений . | Сообщение о размно жении растений. |
Итоговое занятие (1 час) |
8 | Парад знаний | 1 | Открытый урок | Презентация полученных знаний. Презентация слайдов выполненных самостоятельно. |
| |
Рекомендуемая литература
Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год.
Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах
Лункевич В.В.-Занимательная биология. «Наука» 1965 год.
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975 год
Панфилов Д.В. В мире насекомых.
Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год.
Популярная энциклопедия .Книга первая «Обычное в необычном» 1990 г
Популярная энциклопедия. Книга вторая «Загадки живой природы» 1993г
Рублев С. Энциклопедия « Вмире животных». ИД «Владис»-2009 год
Тинберген Н. Поведение животных
Трайтак Д.И. Растения « Просвещение » 1996 год
Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год
Фарб П. Насекомые « Мир» Москва 1976 год.
Я иду на урок биологии . Книга для учителя. Москва . « Первое сентября» 2000 год.