СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы краеведения на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке собраны задачи, составленные учителем математики. В условия задач вошло краеведение города Уфы республики Башкортостан. Задачи заинтересуют учащихся 5-11 классов. Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Элементы краеведения на уроках математики»

Элементы краеведения на уроках математики

Составила учитель математики

МБОУ СОШ № 4 им. Тикеева Д.С. с. Иглино РБ

Валеева Л.Х.

Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.

Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

  1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

  2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

  3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

  4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.



  1. Записать числа цифрами. Всего в Уфе насчитывается тысяча двести тридцать семь улиц, и их протяженность составляет тысячу четыреста семьдесят пять километров.(1237 улиц, 1475 км.)

  2. В самой большой библиотеке г. Уфы, которая называется Национальная библиотека имени Ахмета-Заки Валиди, насчитывается три миллиона сто восемнадцать тысяч четыреста двадцать одна книга. (3 118 421)

  3. Число жителей г. Уфы в первой половине 17 века было 700 человек, теперь в ней проживает 1 038 000 жителей. Во сколько раз увеличилось число жителей Уфы? (прибл. 1482 раз)

  4. Самый длинный фонтан на аллее им. С. Юлаева имеет длину 77,5 м, диаметр большого круга – 18 м, диаметр малого круга – 4,5 м. Вычислить площадь большого фонтана (S= 3,14*9*9=254 кв.м).

  5. Детский поезд « Юный железнодорожник» в парке им. И.С. Якутова с 1 мая по 30 сентября выполняет всего около 1250 рейсов. Сколько рейсов в день в среднем выполняет этот поезд? (1250 : 123 = 10 р.)

  6. Водопад Атыш имеет высоту 3м. Вход в пещеру, откуда вытекает холодная вода водопада, имеет ширину приблизительно 2м, высоту около 3 м. Вычислить площадь входа в пещеру (3*2 = 6 кв.м).

  7. В столице и 45 сельских населенных пунктах, подчиненных городу Уфе, проживает 1 млн. 420 тыс. человек, что составляет 30% от общего населения республики. Сколько человек в республике? (1 420 000: 0,3 = 4 733 000 чел.)

  8. Территория Орджоникидзевского района около 146 кв. км. Здесь проживает 181 600 жителей. Сколько кв. м приходится на 1 жителя нашего района? (прибл. 804 кв.м).

  9. Естественным биофильтром атмосферного воздуха являются зеленые насаждения города, которые занимают 1/3 территории Уфы. Это 17 парков, 5 садов, 93 сквера и бульвара, всего 115 объектов. Площадь города 765 кв.км. 1га зеленых насаждений способен отфильтровать за год 70 тонн пыли. Какова общая площадь зеленых насаждений и сколько тонн пыли она отфильтрует за год? (255 кв. км = 25 500 га, 1 785 000 тонн).

  10. Самый большой эскалатор Уфы располагается в гипермаркете «Техно-эксперт». Длина 1 звена почти 20 м, что в 2 раза больше стандартных машин, а высота подъема 7,2 м. Каков угол наклона эскалатора?(33 градуса)

  11. В 1909 году 23 августа на колокольню Соборного Храма Рождества Богородицы подняли 8 колоколов. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький – 10 фунтов. Длина церкви, считая колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей. Перевести старинные единицы измерения в современные единицы (50 пуд. 35 фунтов = 834 кг 350г, 206,5 саж. = 440 м, 10,5 саж. = 22 м).

  12. ФГУП БПО «Прогресс» производит светодиодные светофоры, срок службы которых – 100 000 часов. Перевести часы в годы ( 11 лет)

  13. На площади около дворца Орджоникидзе встречаются 3 улицы: Первомайская, Конституции, Космонавтов, и от парка Победы до дворца Орджоникидзе получается трапеция. При входе во дворец Орджоникидзе стоят 6 колонн, диаметр основания которых – 1м 80 см, высота около 9 м. Нужно подсчитать объем 1 колонны (25 куб.м).

  14. Количество автотранспорта ежегодно увеличивается на 8-9%. В Уфе на начало 2010 года насчитывалось более 350 000 машин, из них 300 000 – легковой автотранспорт. Сколько легковых машин будет в Уфе в 2013 году? (почти 327 000 легковых).

  15. На сегодня в нашем городе в общеобразовательных учреждениях учится 50 483 учащихся, численность обучающихся во II смену - 20 957 человек. Найти вероятность того, что мы учимся в I смену.

(0, 58)

  1. В фонтане у Конгресс – Холла циркулирует 800 куб.м воды. Сотни бурлящих источников, каскадов и струй образуют цветок курая. Сколько это литров воды? (800 000 л)

  2. Всего в г.Уфу подается 163,9 млн. куб.м воды, в том числе жителям г.Уфы – 115,4 млн.куб.м, объектам социальной сферы – 11,8 млн.куб.м, промышленности 16,1 млн.куб.м. Сколько млн. куб.м воды составляют неучтенные расходы? (20,6 млн.куб.м – 12,6%).

  3. Школа № 61 от стадиона «Нефтяник» находится на расстоянии 150 м, а парк Победы от стадиона на расстоянии 100 м. От школы до парка Победы – 300 м. Можно ли весь этот путь пройти по прямой? Получится ли треугольник с такими сторонами? (Неравенство треугольника)

  4. Уфимский хлебзавод № 7 ежедневно выпускает 23 тонны хлебобулочной продукции. Какая эта часть от всей выпускаемой продукции, если ежедневно в магазины поступает 134 тонны хлеба? (почти 1/6)

  5. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? (160 л)

  6. Площадь Гостиного двора – 40 000 кв.м. Сколько это гектаров? (4га)

  7. Выполнить задания с готовыми ответами. Правильные ответы выделить и из выделенных букв составить слово. Например: курай. КУРАЙ – названия растения, которое является символом башкирского народа и входит в состав герба РБ, название национального музыкального инструмента.

  8. Из треугольников и четырехугольников составить макет мечети «Ляля – Тюльпан» или башкирский орнамент.



Таким образом, изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.