Синдром Эмоционального выгорания педагогов
… или проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательной организации
Синдром эмоционального выгорания -
самая опасная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
БОЛЕЗНЬ тех, кто работает с людьми:
учителей, психологов,
врачей – всех,
чья деятельность
невозможна
без ОБЩЕНИЯ
Профессиональное выгорание -
это синдром, развивающийся на фоне
продолжительного воздействия
профессиональных стрессов средней
интенсивности и ведущий к
истощению эмоционально-
энергетических
и личностных ресурсов
работающего человека
Профессиональное выгорание
возникает в результате внутреннего
накапливания отрицательных
эмоций без соответствующей
«разрядки», или «освобождения»
от них
Причины эмоционального выгорания педагогов
- высокая эмоциональная включённость в профессиональную деятельность – эмоциональная перегрузка;
- интенсивная загруженность в течении рабочего дня;
- жесткие временные рамки деятельности (урок, учебный год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей ;
- «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет);
Причины эмоционального выгорания педагогов
- неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
- необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности и её инноваций;
- необходимость владения современными методиками и технологиями обучения;
- ответственность перед администрацией, родителями, обучающимися и обществом в целом за результат своего труда
Причины эмоционального выгорания педагогов
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом; несоответствие результатов затраченным силам;
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией .
Основная причина синдрома –
это несоответствие между требованиями, предъявляемыми
к работнику, и его
реальными возможностями
Проявление Синдрома Эмоционального выгорания у педагогов ( в зависимости от стажа работы ):
- стаж работы от 1 года до 3 лет – 8%;
- стаж работы от 5 до 10 лет – 50% ;
- у педагогов со стажем более 10 лет – 11%
(выработаны определенные способы
саморегуляции и психологической защиты)
По данным исследований Н.А. Аминова,
через 20 лет работы у подавляющего числа
педагогов наступает эмоциональное выгорание,
а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального
выгорания развивается
постепенно
Он проходит три стадии, которые
могут привести к профессиональной
непригодности
ПЕРВАЯ СТАДИЯ
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… пропал интерес к работе и пусто на душе;
- реже проявляются положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с обучающимися, коллегами;
- возникает состояние усталости, «задерганности»; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
вторая СТАДИЯ
- возникают недоразумения с обучающимися, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- появляется с трудом сдерживаемая антипатия по отношению к некоторым обучающимся, а затем и вспышки раздражения;
- снижается самооценка педагога
Подобное поведение педагога – это
неосознаваемое им самим проявление
чувства самосохранения при общении,
превышающем безопасный для организма
уровень
третья СТАДИЯ
- притупляются представления о значимости жизненных событий, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным как к хорошему, так и к плохому; его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было;
- «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, нарушаются контакты с другими людьми;
- возникает эмоциональное истощение, сопровождающееся соматическими нарушениями
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Психофизические симптомы
- чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
- ощущение эмоционального истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые головные боли;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха и т.п.; проблемы со здоровьем
Социально-психологические симптомы
- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно что-нибудь да не так»).
поведенческие симптомы
- ощущение, что работать становится все тяжелее и тяжелее, а соответствовать изменяющимся требованиям- всё труднее и труднее;
- постоянные попытки взять часть работы домой, но дома её не делают («руки не доходят»);
- неверие в улучшение профессиональной ситуации, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение профессиональных действий;
- дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности;
- попытки «расслабиться» при помощи алкоголя, резкое возрастание выкуренных за день сигарет (у курящих).
СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ
Первый этап - информирование педагогов
о том, что такая проблема существует и
вызвана она объективными причинами –
работой в сфере ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК
Второй этап
- Актуализация внешних (социальных) ресурсов
противодействия выгоранию - семейной жизни и
«свободного времени»
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым
оказывается тот, кто получает положительные эмоции и
поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет
«отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего
почувствовать, что жизнь больше, чем работа.
Напротив, при частых стрессах на работе, проблемах и
непонимании в семье, нехватке, либо саморазрушающей
трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.
- Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы
Третий этап
Тренинг внутренних ресурсов:
- приобретение опыта успешного преодоления профессионального стресса;
- развитие способности конструктивно меняться в напряженных условиях, мобильности, общительности, самостоятельности, стремления опираться на собственные силы;
- поддержка в себе позитивных, оптимистичных установок – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
Мы предлагаем Вам, дорогие педагоги, пройти
экспресс-диагностику эмоционального выгорания!