СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное  выгорание в профессиональной сфере.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание»

Синдром  Эмоционального выгорания педагогов … или проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательной организации

Синдром Эмоционального выгорания педагогов

или проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательной организации

Синдром эмоционального выгорания - самая опасная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей – всех, чья деятельность невозможна без ОБЩЕНИЯ

Синдром эмоционального выгорания -

самая опасная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

БОЛЕЗНЬ тех, кто работает с людьми:

учителей, психологов,

врачей – всех,

чья деятельность

невозможна

без ОБЩЕНИЯ

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека

Профессиональное выгорание -

это синдром, развивающийся на фоне

продолжительного воздействия

профессиональных стрессов средней

интенсивности и ведущий к

истощению эмоционально-

энергетических

и личностных ресурсов

работающего человека

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них

Профессиональное выгорание

возникает в результате внутреннего

накапливания отрицательных

эмоций без соответствующей

«разрядки», или «освобождения»

от них

Причины эмоционального выгорания педагогов высокая эмоциональная включённость в профессиональную деятельность – эмоциональная перегрузка; интенсивная загруженность в течении рабочего дня; жесткие временные рамки деятельности (урок, учебный год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей ; «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет);

Причины эмоционального выгорания педагогов

  • высокая эмоциональная включённость в профессиональную деятельность – эмоциональная перегрузка;
  • интенсивная загруженность в течении рабочего дня;
  • жесткие временные рамки деятельности (урок, учебный год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей ;
  • «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет);
 Причины эмоционального выгорания педагогов неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности и её инноваций; необходимость владения современными методиками и технологиями обучения; ответственность перед администрацией, родителями, обучающимися и обществом в целом за результат своего труда

Причины эмоционального выгорания педагогов

  • неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности и её инноваций;
  • необходимость владения современными методиками и технологиями обучения;
  • ответственность перед администрацией, родителями, обучающимися и обществом в целом за результат своего труда

Причины эмоционального выгорания педагогов отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом; несоответствие результатов затраченным силам; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией .  Основная причина синдрома – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями

Причины эмоционального выгорания педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом; несоответствие результатов затраченным силам;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией .

Основная причина синдрома –

это несоответствие между требованиями, предъявляемыми

к работнику, и его

реальными возможностями

 Проявление  Синдрома Эмоционального выгорания у педагогов  ( в зависимости от стажа работы ): стаж работы от 1 года до 3 лет – 8%; стаж работы от 5 до 10 лет – 50% ; у педагогов со стажем более 10 лет – 11% (выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)  По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя

Проявление Синдрома Эмоционального выгорания у педагогов ( в зависимости от стажа работы ):

  • стаж работы от 1 года до 3 лет – 8%;
  • стаж работы от 5 до 10 лет – 50% ;
  • у педагогов со стажем более 10 лет – 11%

(выработаны определенные способы

саморегуляции и психологической защиты)

По данным исследований Н.А. Аминова,

через 20 лет работы у подавляющего числа

педагогов наступает эмоциональное выгорание,

а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя

             СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Синдром профессионального выгорания развивается постепенно  Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром профессионального

выгорания развивается

постепенно

Он проходит три стадии, которые

могут привести к профессиональной

непригодности

  ПЕРВАЯ СТАДИЯ   начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… пропал интерес к работе и пусто на душе; реже проявляются положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с обучающимися, коллегами; возникает состояние усталости, «задерганности»; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… пропал интерес к работе и пусто на душе;
  • реже проявляются положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с обучающимися, коллегами;
  • возникает состояние усталости, «задерганности»; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
вторая СТАДИЯ   возникают недоразумения с обучающимися, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; появляется с трудом сдерживаемая антипатия по отношению к некоторым обучающимся, а затем и вспышки раздражения; снижается самооценка педагога  Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень

вторая СТАДИЯ

  • возникают недоразумения с обучающимися, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • появляется с трудом сдерживаемая антипатия по отношению к некоторым обучающимся, а затем и вспышки раздражения;
  • снижается самооценка педагога

Подобное поведение педагога – это

неосознаваемое им самим проявление

чувства самосохранения при общении,

превышающем безопасный для организма

уровень

третья СТАДИЯ притупляются представления о значимости жизненных событий, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным как к хорошему, так и к плохому; его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было; «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, нарушаются контакты с другими людьми; возникает эмоциональное истощение, сопровождающееся соматическими нарушениями

третья СТАДИЯ

  • притупляются представления о значимости жизненных событий, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным как к хорошему, так и к плохому; его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было;
  • «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, нарушаются контакты с другими людьми;
  • возникает эмоциональное истощение, сопровождающееся соматическими нарушениями

 СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Психофизические симптомы чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые головные боли; полная или частичная бессонница; постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха и т.п.; проблемы со здоровьем

Психофизические симптомы

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
  • ощущение эмоционального истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые головные боли;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха и т.п.; проблемы со здоровьем
  Социально-психологические симптомы   пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);  переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно что-нибудь да не так»).

Социально-психологические симптомы

  • пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно что-нибудь да не так»).
поведенческие симптомы   ощущение, что работать становится все тяжелее и тяжелее, а соответствовать изменяющимся требованиям- всё труднее и труднее; постоянные попытки взять часть работы домой, но дома её не делают («руки не доходят»); неверие в улучшение профессиональной ситуации, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение профессиональных действий; дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности; попытки «расслабиться» при помощи алкоголя, резкое возрастание выкуренных за день сигарет (у курящих).

поведенческие симптомы

  • ощущение, что работать становится все тяжелее и тяжелее, а соответствовать изменяющимся требованиям- всё труднее и труднее;
  • постоянные попытки взять часть работы домой, но дома её не делают («руки не доходят»);
  • неверие в улучшение профессиональной ситуации, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение профессиональных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности;
  • попытки «расслабиться» при помощи алкоголя, резкое возрастание выкуренных за день сигарет (у курящих).
СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Первый этап - информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК

СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ

Первый этап - информирование педагогов

о том, что такая проблема существует и

вызвана она объективными причинами –

работой в сфере ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК

Второй этап Актуализация внешних (социальных) ресурсов противодействия выгоранию - семейной жизни и «свободного времени»  Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при частых стрессах на работе, проблемах и непонимании в семье, нехватке, либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы

Второй этап

  • Актуализация внешних (социальных) ресурсов

противодействия выгоранию - семейной жизни и

«свободного времени»

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым

оказывается тот, кто получает положительные эмоции и

поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет

«отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего

почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

Напротив, при частых стрессах на работе, проблемах и

непонимании в семье, нехватке, либо саморазрушающей

трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.

  • Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы
Третий этап Тренинг внутренних ресурсов: приобретение опыта успешного преодоления профессионального стресса; развитие способности конструктивно меняться в напряженных условиях, мобильности, общительности, самостоятельности, стремления опираться на собственные силы; поддержка в себе позитивных, оптимистичных установок – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

Третий этап

Тренинг внутренних ресурсов:

  • приобретение опыта успешного преодоления профессионального стресса;
  • развитие способности конструктивно меняться в напряженных условиях, мобильности, общительности, самостоятельности, стремления опираться на собственные силы;
  • поддержка в себе позитивных, оптимистичных установок – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
 Мы предлагаем Вам,  дорогие педагоги, пройти экспресс-диагностику эмоционального выгорания!

Мы предлагаем Вам, дорогие педагоги, пройти

экспресс-диагностику эмоционального выгорания!