Эмоционально-образные формы уроков литературы
на этапе цифровизации образования
Трифонова Г. М., преподаватель
Красноярский технологический техникум
пищевой промышленности, г. Красноярск
Модернизация современного образования тесно связана с процессами технологизации, цифровизации. Построение цифровой экономики и цифрового образования – значимые приоритеты государственной политики Российской Федерации, что зафиксировано в федеральных стратегических документах. В условиях цифровизации образовательного процесса возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения. Процесс цифровизации обеспечивает качественно новые возможности для «упаковки» учебного материала и учебной деятельности, а также формирует принципиально новые образовательные запросы. В этих условиях дидактическое значение различных технологий и методов обучения дифференцируется. Роль продолжительных, однородных по структуре деятельности, «пассивных» форм учебной работы, таких как лекция, заметно снижается. Напротив, возрастает роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащихся, интерактивной коммуникации. [2, с. 25] В практику преподавания прочно вошли такие формы занятий, как урок-проект, урок-исследование, интегрированный урок. Все они эффективны, т. к. активизируют самостоятельную работу обучающихся, формируют навыки оценочной деятельности. Но, к сожалению, времени инноваций не хватает эмоциональности. Возможно, это одна из причин прагматизма, чёрствости, свойственных части наших подростков. В преподавании литературы как дисциплины гуманитарного цикла необходимо искать формы, которые бы гармонично воздействовали на весь духовный мир студентов, активизировали как мысль, так и чувства. Особенно важна эмоциональность. Известный учёный И. П. Павлов экспериментально доказал огромную роль эмоций для продуктивной работы. Положительные эмоции тонизируют работу головного мозга, а отрицательные – тормозят, угнетают. Психологи также считают, что положительные эмоции при современных условиях жизни стимулируют и вдохновляют. На первый курс в техникум приходят ребята в том возрасте, когда душа особенно открыта для восприятия жизни, когда сильное и яркое впечатление может стать кирпичиком фундамента созревающей личности. В этот период особенно важен душевный подъём, разговор «от сердца к сердцу».
Согласна с мнением А. Т. Твардовского в том, что уроки литературы должны быть «часами воодушевления, эмоционального подъёма…» Это условие особенно важно, если речь идёт об изучении поэтического слова. Стихи – «сердца исповедь», «души движенье» – могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при наличии особой атмосферы: взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта.
Созданию такой атмосферы способствуют особые формы урока литературы, которые условно называю эмоционально-образными.
Что представляют собой эти уроки? Необычность формы не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному – обучать, воспитывать, развивать. Такой урок должен удовлетворять основным требованиям, то есть должен быть чётким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать праздником, взлётом чувств. [3, с. 45] Сегодня в техникум приходит аудиовизуальное поколение. Студенты почти не реагируют на письменный текст, значит, и преподаватель не может просто зайти в кабинет и читать лекцию монотонно, ожидая, что студенты будут тихо сидеть и записывать под диктовку. Современный студент знает, что любую информацию можно скачать в интернете. Грамотное использование преподавателем мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие учащимися информации.
Такой урок, чтобы быть воспринятым, требует особого настроя, а эту настроенность очень трудно создать и очень легко разрушить. Но если урок удастся, он может дать эмоциональный заряд, определить верный душевный настрой, необходимый для понимания изучаемого поэта. Может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны, но это не так. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, пробуждается творческий интерес.
Форма подобных уроков взята методикой литературы из арсенала искусства. Раскрытие художественного образа в наглядных формах, волнующих, будоражащих чувство, воображение, – это и есть главная особенность эмоционально-образных форм урока.
Большинство эмоционально-образных форм урока требует активнейшего участия студентов: исполнения и комментирования стихотворных произведений, ведения программы. Такая организация занятий помогает учителю учитывать интересы студентов, реализовать их склонности и возможности. При планировании и проведении обязательны два условия. Во-первых, готовиться к уроку должны все. Студенты, которые непосредственно в сценарии не заняты, подбирают тексты и работают над выразительным чтением других стихов данного автора, выполняют творческие задания. Во-вторых, никто из обучающихся не должен знать окончательной программы, за исключением одного-двух ведущих, чтобы этот урок дал ощущение неожиданности, радости.
Подобные уроки не должны проводиться часто, чтобы быть хорошо подготовленными и не утратить силу эмоционального воздействия. Это уроки-праздники, а к праздникам нельзя привыкать, иначе они превратятся в будни. В своей практике использую следующие эмоционально-образные формы проведения занятий:
1 Урок-портрет
2 Урок-композиция
3 Урок-путешествие в мир поэта (писателя)
4 Урок-концерт
Урок-портрет. На таком уроке выбранные произведения выступают как определённые вехи жизненного и творческого пути их автора. Прослеживается процесс становления основных тем и мотивов творчества авторов в соответствии с насущными проблемами времени, а также вечными нравственными темами. («Творческий портрет Александра Блока», «Творческий портрет Анны Ахматовой»).
Урок-композиция. Чтение, комментарии к стихотворениям переплетаются с их оценками, рассказами о значительных фактах из биографии поэта, воспоминаниями о нём, критическими оценками его творчества. Этот материал организуется ведущей темой. Он разбивается на тематически завершённые части и распределяется между учениками. Подготовка требует немало времени: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, которые войдут в урок, скомпоновать подобранный материал. Как всякое выступление, урок-композицию следует отрепетировать. К подготовке необходимо привлекать ребят. Студенты, не занятые в произнесении текста, готовят выставки книг, иллюстрации к произведениям. («Трагическая судьба Марины Цветаевой», «Расстрелянное слово», «Борису Богаткову посвящается», «Сорок первый! Июнь!»).
Урок-путешествие в мир поэта. Особенно уместна такая форма занятия, когда за небольшое время нужно поговорить со студентами о творчестве художника слова, изучаемого обзорно. Использование живого рассказа о фактах биографии с вкраплением музыкальных произведений и произведений живописи, с чтением-комментарием приоткроет учащимся живую душу художника слова («Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова», «А.С. Пушкин – солнце русской поэзии»).
Урок-концерт. Это наиболее используемая из всех эмоционально-образных форм урока. По структуре учебное занятие – программа концерта. Очень важно найти интересное начало урока, которое сразу настроило бы студентов на восприятие искусства. Почти обязательным элементом начала урока должна стать музыка. Связь между отдельными исполняемыми произведениями осуществляет ведущий. Вести концерт может учитель или два-три ученика, с которыми необходима предварительная работа. Эмоциональный настрой создают произведения живописи, важно лишь, чтобы и музыка, и живопись, и стихи были едино направлены; они должны создавать гармоническое целое и не вносить диссонанс в урок. Очень важно найти эмоциональный финал концерта.
Урок-концерт эффективен при работе над поэтическими произведениями, на этапе заключительной работы над творчеством большого поэта («Сергей Есенин – России стихотворная душа»). Возможен урок-концерт (или его фрагмент, проводимый в этой форме) как составная часть обзорной темы («Поэзия 2 половины XIX века», «Поэзия Великой Отечественной войны»). Особенно сильное эмоциональное воздействие оказывают темы, посвящённые периоду Великой Отечественной войны. Литература этого периода раскрывает истоки мужества, героизма, способствует воспитанию истинных патриотов своей страны.
Литература как вид искусства обладает чрезвычайной силой духовного общения: стимулирует творческую активность и нравственную деятельность; развивает способность к сопереживанию, представляет богатую палитру чувств. В. А. Сухомлинский писал: «Воспитатель, бойся холодных «сообщающих» истин. Знания, заключающие в себе прошлое, современное и будущее Отечества должны быть наполнены трепетом личных чувств и переживаний человека». Учитель литературы не просто выдаёт программный материал, он, по мнению А. Твардовского, «воздвигает мир человека», из зерен добра и справедливости взращивает душу своих учеников. Таким образом, в период цифровых технологий использование эмоционально-образных уроков литературы крайне необходимо. Они должны разумно сочетаться в учебном процессе с другими видами и формами занятий, давая студентам всестороннее развитие. Знание – это глубинное представление о мире. Вряд ли такое знание можно получить только с помощью «цифры». Нужен живой учитель, наставник, важен «живой разговор», а «цифра» будет в помощь.
Список использованных источников
1. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Блинов, В.И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / Блинов В.И. и др. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 с.
3. Карсалова, Е. В. Стихи живые сами говорят. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.
4. Мурашов, А.А. Из тонких линий идеала: Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 90с.