СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоционально-психологический климат в ученическом коллективе во время проведения уроков русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач процесса обучения  - формирование эмоционального настроя на уроке. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности обучающихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Эмоционально-психологический климат в ученическом коллективе во время проведения уроков русского языка и литературы»

Из опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» г.Курска Кожевниковой Ирины Ивановны

Изучение психологического микроклимата в ученическом коллективе во время проведения уроков русского языка и литературы

Интерес к данной теме вызван в первую очередь тем, что одна из задач процесса обучения - формирование эмоционального настроя на уроке.   Эмоциональное отношение проявляется в форме переживания, которое связано с положительными и отрицательными эмоциями. Во-вторых, предметом познавательного интереса для школьников являются новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес к предмету. Цель диагностики - исследовать эффективность преподавания учебной дисциплины, выявить продуктивность формирования учебной деятельности на уроках русского языка и литературы. Задачи: провести анализ сформированности эмоционально-психологического климата в учебном классе, провести анализ актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

Исследование проводилось психологической службой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Курска, инициатором исследования выступают администрация ОУ и учитель русского языка и литературы Кожевникова И.И.

Респондентами данного исследования являлись учащиеся - 6Г, 8Б, 9Г классов. Причина выбора классов – преподавание в них русского языка и литературы Кожевниковой Ирины Ивановны.

Формы и методы проводимого исследования.

Наблюдение.

Методика «Отношение к учебным предметам» Г.Н. Казанцева.

Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).

Тест «Определение психологического климата группы». А. Н. Лутошкина.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся.

Результаты исследования

В результате наблюдения было отмечено, что учитель русского языка Кожевникова И.И. на своих уроках создает комфортность атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех обучающихся класса – и сильных, и слабых. Умеет создать нестандартные ситуации, предоставляет возможность каждому обучающемуся проявить себя, демонстрирует достижения каждого обучающегося практически на каждом уроке, умеет похвалить любого обучающегося даже за малые достижения и успехи. В ходе наблюдения (при посещении уроков русского языка и литературы у данного учителя) можно отметить, что мимика, словесные реакции учеников свидетельствуют о переживании таких  эмоций  как  интерес,  воодушевление, радость, обучающиеся  проявляют  мыслительную активность, думают,  дискутируют, самостоятельно  ищут  ответы  на поставленные вопросы. Настроение классов можно оценить как активное, рабочее. Анализ эмоционального отношения учащихся к процессу обучения свидетельствует о том, что на уроках постоянно создаются ситуации ожидания необычного, интересного, результатом которого является повышение интереса учащихся к изучаемому предмету – это отмечают 88% обучающихся.

Методика «Отношение к учебным предметам» Г.Н. Казанцева.

Из опрошенных обучающихся в классах, где преподавание ведет Кожевникова И.И.

  • 95,1 % обучающихся отмечают способность учителя интересно, доходчиво объяснять содержания сложного теоретического материала;

  • 93% учащихся отметили «педагогическую находчивость» учителя, наблюдательность, внимательность к классному коллективу,

  • 77% обучающихся считают необходимость знаний по данному предмету в целях профессионального и личностного самоопределения;

  • 97% обучающихся отметили, что у них хорошие отношения с учителем,

  • 89 % обучающихся отметили, что знания по предмету необходимы для поступления в институт,

  • 87,3% обучающихся отметили, что предмет заставляет думать, требует наблюдательности и сообразительности.

Результаты проведенного исследования среди обучающихся показали, что взаимопонимание является одним из основополагающих элементов взаимодействия на уроках русского языка и литературы, что помогает усвоить материал и сформировать положительную атмосферу. По мнению учеников, учитель – интересная личность, эрудированный, высококвалифицированный специалист, увлеченный своим предметом, любящий учащихся, справедливый и открытый. 

  1. «Цветовой тест эмоциональных состояний», Л.А. Ясюкова (модификация Люшера). Анализ цветовых выборов позволяет выявить комфортность учащихся на уроке.

Методика нацелена на выявление преобладающего (положительного или отрицательного) эмоционального состояния на конкретном уроке, у конкретного учителя. Ярко выраженные положительные эмоциональные переживания учащегося могут служить значимым мотивационным фактором его учебной деятельности. Использование цветосимволики поможет учащемуся осуществить психологический акт интроспекции (самоанализа), придаст процедуре обследования приятную эмоциональную окраску.

Большинство учащихся (59%) свое настроение, самочувствие на уроках русского языка и литературы ассоциируют с желтым цветом (очень активный, открытый, общительный, веселый), 32 % синим цветом (добросовестный, спокойный), что является свидетельством положительного эмоционального состояния учащихся на уроке. Это означает, что общение в системе учитель-ученик носит взаимоуважительный характер. Со стороны учителя наблюдается проявление серьезного отношения к мнению обучающихся, их интересам и достижениям. Атмосфера на уроках активная, энергичная. 93,5% учащихся чувствуют себя уверено, в ситуации проверки знаний, что является показателем прочности знаний обучающихся по данному предмету. 72, 3% не боятся решать трудные, нестандартные задачи по предмету. 93,4% обучающихся не испытывают тревоги и страха, если учитель разговаривает с ними во время урока.

  1. Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе (то есть динамичной составляющей психологического климата).

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в коллективе.

Учащиеся должны были поставить крестик между каждой из пар. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре был поставлен крестик, тем более выражен этот признак в обследуемом коллективе.

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен крестик, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

В результате проведения данной методики в классах, где преподает Кожевникова И.И, получаем оценку равную 16 баллам, что говорит о положительной психологической атмосфере в коллективе.

Таким образом, в результате обследования по вышеприведенным методикам, было выявлено, что в классах, где преподает Кожевникова И.И., присутствует благоприятный эмоционально-психологический климат и большинство подростков считает благополучным свой коллектив.

  1. Тест «Определение психологического климата группы». А. Н. Лутошкина.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива мы воспользуемся картой-схемой А. Н. Лутошкина.

В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до - 3

Обобщив данные, получаем такую таблицу:

Всего продиагностировано – 61 человек.

Количество

Высокая степень благополучия

Средняя степень благополучия

Равнодушие

Низкая степень благополучия

Кол. чел.

30

22

7

2

%

49%

36%

11%

3%






На основании данных таблиц, делаем вывод, что уровень благополучия в обследуемом коллективе находится на достаточно высоком уровне, что говорит о благоприятных сложившихся в коллективе взаимоотношениях.

  1. Степень удовлетворенности уровнем преподавания русского языка и литературы родителями учащихся.

Рассматриваются только положительные выборы.


2019-2020

2020-2021

Общее количество опрошенных родителей

62

66

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания русского языка и литературы в классе вашего ребенка?

92%

97%

Ваш ребенок с интересом изучает русский язык?

84%

92%

Ваш ребенок с интересом изучает литературу?

88%

94%

Как вы думаете, русский язык является важным предметом в образовании вашего ребенка?

85%

90%

Как вы думаете, литература является важным предметом в образовании вашего ребенка?

80%

89%

Важно ли изучение русского языка для будущего вашего ребенка?

85%

92%

Важно ли изучение литературы для будущего вашего ребенка?

82%

90%

Учитель учитывает индивидуальные особенности  моего ребенка.

89%

92%

Учитель создает на уроках условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

90%

91%

Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителем, у которого учится мой ребенок.

90%

92%



Вывод: В классах, в которых преподает Кожевникова И.И., благоприятный эмоционально-психологический климат. Конструктивное общение с обучающимися создает положительные эмоции и чувства, что, несомненно, является условием позитивного развития личности обучающихся и обеспечивает условия для успешной реализации творческих потенциалов каждого обучающегося. Также наблюдаются отношение сотрудничества и диалога между обучающимися и учителем. Уровень дисциплины, эмоциональное состояние, степень активности и самостоятельности обучающихся на высоком уровне.