СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональный интеллект как инструмент развития навыков 4К

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональный интеллект как инструмент развития навыков 4К»

Муниципальный конкурс

«Учитель года города Зеи – 2022»



Методическая мастерская

«Эмоциональный интеллект как инструмент развития навыков 4К»


Гончар А.И.,

учитель физики и астрономии МОАУ СОШ № 1

Будущее принадлежит тем, кто приобретает больше навыков и

сочетает их самым креативным образом.

Роберт Грин



Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги,

гости конкурса!

СЛАЙД № 1 В современном обществе, как и в современном образовании большое внимание уделяется понятию «успешная личность». Все участники образовательных отношений заинтересованы в том, чтобы, выпускаясь из школы, ребенок мог самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. СЛАЙД № 1 Но, к сожалению, не всегда получается так.


Согласно последним исследованиям, СЛАЙД № 2 успешность человека в жизни лишь на 20% зависит от коэффициента умственного развития (IQ), остальные 80% — это коэффициент эмоционального развития (EQ). СЛАЙД № 2 Поэтому в Европе стало популярным утверждение: "Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру". Действительно, в профессии бОльший успех сопутствует специалисту с более развитым эмоциональным интеллектом. Развитый эмоциональный интеллект – хорош не только в профессиональном становлении, карьере, но и в жизни в целом.

СЛАЙД № 3 Об эмоциональном интеллекте сейчас говорят, как об одном из лидирующих качеств успешного человека. По данным российского Агентства стратегических инициатив, на фоне навыков будущего - эмоциональное мышление является метанавыком.

СЛАЙД № 4 Сегодня становится очевидно: важнее обладать «гибкими навыками» (soft skills) такими, как коммуникация, креативность, критическое мышление, работа в команде. Soft skills - это та база, без которой обучающиеся не могут быть успешными. Гибкие навыки – это социальные навыки, это фактор успеха независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.

Я хочу, чтобы мои ученики умели мыслить критически, могли понять и услышать другого, проявить сочувствие и сопереживание, хочу развить в них креативность, творческие способности, желание и умение рассуждать, работать в команде.


СЛАЙД № 5 Решаю данную проблему с помощью приёмов, техник, практик, развивающих личностный потенциал обучающихся. Тема методической мастерской: «Эмоциональный интеллект как инструмент развития навыков 4К».


СЛАЙД № 6 Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике.  Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и Питером Саловеем. Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.  Есть кстати и те, кто не очень признает термин «эмоциональный интеллект», заменяя его термином «эмоциональная грамотность», который придумал Клод Штайнер, так как считают, что он лучше отражает смысл явления. СЛАЙД № 6 Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф чувств над разумом, это уникальное пересечение обоих процессов.


СЛАЙД № 7 Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самопознание - это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: например, что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.

Самоконтроль  - это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.

Мотивация - это умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.

Эмпатия  - это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.

Социальные навыки  - это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.

Особенностью физики является то, что она изучает все! Как помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику? Как на опытах и примерах раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы?

СЛАЙД № 8 Это требует применения различных технологий, разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм работы, позволяющих создавать не только положительный эмоциональный фон урока и тем самым управлять вниманием учащихся, увеличивать их работоспособность, но и поддерживать учебную мотивацию: если ученик понимает, что у него получается, если он понимает, для чего ему эти знания нужны – он добьётся успеха.

СЛАЙД № 8 На уроках физики, занятиях внеурочной деятельности, классных часах я стараюсь применять техники, приёмы, направленные на эмоциональное воздействие обучающихся. Конечно, наибольшие возможности в этом направлении у учителей - словесников. Но в обучении физике тоже необходим и восторг, и вдохновение, они побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в событиях урока, положительно влияют на внимание, активизируют познавательный интерес. Поэтому нам, физикам, нужно искать другие пути: новые приёмы, техники, практики.

Меня (как учителя, недавно работающего в школе) привлекли приёмы, развивающие эмоциональный интеллект.

СЛАЙД № 9 Коммуникативный прием, направленный на развитие эмоционального интеллекта и часто применяемый мною на уроках и внеурочных занятиях, это прием «Миром правят мысли». Он предполагает разбор в начале или в конце урока одной цитаты известного актера, режиссера, писателя, политика или философа, связанной с восприятием мира, с эмоциями.  Стараюсь подбирать цитаты, когда слова принадлежат человеку, знакомому современным подросткам. Предлагаю ученикам согласиться или не согласиться с цитатой и аргументировать свою точку зрения. Например, «Я не боюсь ошибок потому, что они лучше всего могут чему-то научить» (Орландо Блум) или «Смысл жизни – в умении видеть» (известный кинорежиссер Андрей Кончаловский) и другие.

СЛАЙД № 9 Приём «Кроссенс». Непривычное слово «кроссенс» кажется если не интуитивно понятным, то, по крайней мере, интересным. Это ассоциативная головоломка нового поколения. Она соединяет в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки, ребуса. Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов". «Кроссенс» размещается на поле из девяти квадратов, которые заполнены картинками. Ученики должны найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу. Например, на вопрос «Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?» девятиклассники, используя такую цепочку рассуждений: Мир полон движений: улитка ползет, человек идет, звезды вращаются и т.д. Тела перемещаются в пространстве быстро и медленно, в заданном направлении, по определенным траекториям. Используя приборы и законы механики (три закона Ньютона), мы можем вычислить, где и когда будет находиться тело в пространстве, а также объяснить, почему одни тела двигаются, а другие находятся в состоянии покоя, приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о механическом движении. Приём «кроссенс» в курсе физики и астрономии я использую на различных этапах урока. При создании проблемной ситуации или обобщении добытых учениками знаний, при проверке знаний в нетрадиционной форме. Кроссенсом можно оригинально подвести итог урока, украсить урок или внеурочное занятие. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

СЛАЙД № 10 Первый урок во многом предопределяет дальнейшую работу учителя с классом. Приём «Лампочки интереса» позволяет мне познакомиться с ребятами, их интересами и увлечениями.  Показываю ребятам несколько лампочек с разными картинками в них, они выбирают и раскрашивают эти лампочки разными цветами. Или ученики сами пишут или рисуют в лампочках свои любимые занятия или то, чем бы они очень хотели заниматься. Потом они раскрашивают те лампочки, которые считают интересным. Таким образом, я нахожу общие увлечения и узнаю что-то новое о своих учениках. СЛАЙД № 10 Такие приёмы, как «Где живут эмоции?», «Ладошка» помогают осознать интересы, а через них и свои таланты, СЛАЙД № 10 ребенок учится понимать себя, свои сильные стороны и свою уникальность – а это эмоциональный интеллект, СЛАЙД № 10 это база, без которой обучающиеся не могут быть успешными. СЛАЙД № 10 С приёмами, техниками и практиками, формирующими эмоциональный интеллект, можно познакомиться на моей странице в ……..

СЛАЙД № 11 Компетенции, сформированные на уроках и внеурочных занятиях, помогают моим ученикам участвовать в конкурсах, конференциях, различных олимпиадах и быть успешными.

СЛАЙД № 12 Выбранная тема, безусловно, актуальна. Думаю, что сейчас особенно важно развивать не только навыки функциональной грамотности, но и необходимо развивать эмоциональный интеллект у современных школьников. Так как очень часто замечаем, что ребята не всегда умеют понимать, принимать и контролировать собственные эмоции, вместо слёз из-за низкой оценки, надо научить ребенка говорить, что ему обидно и что нужно сделать, чтобы эту отметку исправить. Горько замечать, что ребята не способны понять и услышать другого, проявить сочувствие и сопереживание. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта имеет огромную роль и в духовно-нравственном воспитании обучающихся. И неважно, коллеги, какой предмет вы преподаете — встроить приёмы по развитию эмоционального интеллекта можно практически в любой урок!

СЛАЙД № 13 По прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году в мире исчезнет шестьдесят семь профессий. Хотя появится сто восемьдесят шесть новых. Но радоваться рано – за должности форкастеров, медиа-полицейских и даже тьюторов по личностному развитию с нашими учениками будут бороться машинные алгоритмы, которым не нужно спать и есть.

Единственный способ победить машину – обладать навыками, которые ей недоступны. А искусственному интеллекту – по крайней мере пока – недоступен интеллект эмоциональный

СЛАЙД № 13 Я очень надеюсь, что мои ученики, повысив с моей помощью эмоциональный интеллект, смогут установить баланс между чувствами и разумом и быть успешными не только в учёбе, но и в жизни.