Просмотр содержимого документа
«Особенности эмоционального интеллекта у студентов-актеров»
УДК- 159.923
Е.О. Киреева
(научный руководитель: Т.И. Аврамова, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-АКТЕРОВ
Психолого-педагогический факультет, 4 курс
Развитие эмоциональной культуры человека становится одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. Для роста духовно-нравственного и творческого потенциала личности необходимо формирование у человека более сложной структуры эмоциональной чувствительности и эмоциональной культуры в целом.
Д. Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].
Проблема эмоционального интеллекта активно исследуется такими учёными как Д. Гоулман, Дж. Мэйер, Д. Люсин, Н.В. Коврига, Г.Г. Гарскова и другие.
Теоретической основой работы явились подходы Д. Гоулмана [1], Д. Люсина [3].
В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том, что у студентов–актеров все показатели эмоционального интеллекта имеют уровень выше среднего и высокий, а именно: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей, эмпатия.
В исследовании принимали участие 60 человек в возрасте 20-22 лет, из них: 30 студентов ВГИИ, театрального факультета и 30 студентов ВГТУ разных специальностей.
Нами были использованы следующие методики: «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности» Г.Я Розена, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко.
По результатам сравнительного диагностического и статистического анализа полученных данных нами было выявлено, что у студентов-актеров уровень «эмоциональной осведомленности» и «распознавание эмоций других людей» статистически значимо выше по сравнению со студентами инженерных специальностей, что подтверждает эмоциональность и развитую невербальную компетентность актеров. По показателям «управление своими эмоциями», «самомотивация» и «эмпатия» выявлено преобладание среднего и низкого уровней (в среднем 70%). Это подтверждает данные В.О. Драчковой и Н.И. Курсевич о том, что актерам характерна эмоциональная нестабильность, неадекватное проявление эмоций и импульсивность.
Таким образом, гипотеза о том, что у студентов–актеров все показатели эмоционального интеллекта имеют уровень выше среднего и высокий подтвердилась не полностью.
Список литературы
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. – 304 с.
Драчкова В.О. Профессиональная специфика образа мира актеров и преподавателей / В.О. Драчкова // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. – 2014. – № 1 (23). – С. 118-128
Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.