СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмпатия: как воспитать в ребенке умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмпатия: как воспитать в ребенке умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других»

«Эмпатия: как воспитать в ребенке умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других»

«Эмпатия: как воспитать в ребенке умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других»

Актуальность  Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики.  Современные дети, которые растут в век компьютерных технологий, стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать, у них слабо выражены эмпатийные чувства.  Развитие эмпатии -это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов в пользу другого.  С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей. Формируется представление о ценности другого. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития.

Актуальность

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики.

Современные дети, которые растут в век компьютерных технологий, стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать, у них слабо выражены эмпатийные чувства.

Развитие эмпатии -это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов в пользу другого.

С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей. Формируется представление о ценности другого. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития.

  Что такое эмпатия?   Эмпатия- это способность заключающаяся в постижении чувств и эмоций другого человека. Это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на место другого человека, и склонность к сопереживанию , и умение почувствовать другого человека.

Что такое эмпатия?

Эмпатия- это способность заключающаяся в постижении чувств и эмоций другого человека.

Это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на

место другого человека, и склонность к сопереживанию , и умение почувствовать другого человека.

   ЦЕЛЬ    Создание педагогических условий для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ

Создание педагогических условий для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

 ЗАДАЧИ 1. Формирование умения различать и называть различные эмоции.  2. Формирование умения различать понятия «добро» и «зло».  3. Формирование способности давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений. 4. Способствовать формированию эмпатии , умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

ЗАДАЧИ

1. Формирование умения различать и называть различные эмоции.

2. Формирование умения различать понятия «добро» и «зло».

3. Формирование способности давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

4. Способствовать формированию эмпатии , умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

  ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  -Чтение и анализ художественной литературы.  - Сюжетно - ролевые игры.  - Нравственно -этические беседы и коммуникативные игры.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

-Чтение и анализ художественной литературы.

- Сюжетно - ролевые игры.

- Нравственно -этические беседы и коммуникативные игры.

   Использование художественной литературы, как средства развития эмпатии . Очень важно чтобы чувства, испытанные ребенком при чтении художественной литератур , проявились в окружающей действительности .Ребенок должен не только научиться понимать героев художественного произведения ,но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребенку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с « идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства. Дети дошкольного возраста не владеют навыками анализа художественного произведения .Они нуждаются в помощи взросло , поэтому нужно использовать алгоритм работы над художественным произведением:  1. Чтение произведения  2 .Беседа о прочитанном  3. Рассматривание иллюстраций  4. Игры-беседы детей с персонажами  5. Этюды на выражение эмоций у детей  6. Игры- драматизации по содержанию худ. произв.

Использование художественной литературы, как средства развития эмпатии .

Очень важно чтобы чувства, испытанные ребенком при чтении художественной литератур , проявились в окружающей действительности .Ребенок должен не только научиться понимать героев художественного произведения ,но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребенку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с « идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства. Дети дошкольного возраста не владеют навыками анализа художественного произведения .Они нуждаются в помощи взросло , поэтому нужно использовать алгоритм работы над художественным произведением:

1. Чтение произведения

2 .Беседа о прочитанном

3. Рассматривание иллюстраций

4. Игры-беседы детей с персонажами

5. Этюды на выражение эмоций у детей

6. Игры- драматизации по содержанию худ. произв.

Главным условием воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношения взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажа, после прочтения произведения следует проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы. побудив ребенка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Таким образом, правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, способствуя ее усвоению детьми этических представлений, полученных при беседе.

Важную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера играет иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.

При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема — оценить, на сколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребенок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения . .

При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема — оценить, на сколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребенок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения .

.

Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений

Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев,

а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений

Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизнь дошкольника, способствует развитию, умения стать на позицию другого человека, оценить его поступки, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизнь дошкольника, способствует развитию, умения стать на позицию другого человека, оценить его поступки, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

 Сюжетно - ролевая игра как средство развития эмпатии Сюжетно - ролевая игра- основное средство, определяющее эффективность развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность ребенка занимать позицию переживающего и совершая определенные действия. Сюжетно- ролевая игра обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств.  Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение и желание.

Сюжетно - ролевая игра как средство развития эмпатии

Сюжетно - ролевая игра- основное средство, определяющее эффективность развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность ребенка занимать позицию переживающего и совершая определенные действия. Сюжетно- ролевая игра обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств.

Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение и желание.

В сюжетно- ролевой игре дети берут на себя функции взрослых людей и в создаваемых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними, а как заметил еще И.М. Сеченов , который в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка, игровые переживания оставляют след в сознании ребенка , а многократное повторение действий взрослых и подражание их моральным качествам влияет на образование таких же качеств у детей. Сюжетно - ролевая игра является мощным фактором развития гуманных чувств.

В сюжетно- ролевой игре дети берут на себя функции взрослых людей и в создаваемых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними, а как заметил еще И.М. Сеченов , который в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка, игровые переживания оставляют след в сознании ребенка , а многократное повторение действий взрослых и подражание их моральным качествам влияет на образование таких же качеств у детей.

Сюжетно - ролевая игра является мощным фактором развития гуманных чувств.

Нравственно- этические беседы и коммуникативные игры для развития эмпатии. Этическая беседа помогает детям понять и принять внутренний мир человека( его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках), формирует внутреннюю культуру поведения и общения. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. Это основа будущей коммуникабельности и успешности ребенка в обществе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Нравственно- этические беседы и коммуникативные игры для развития эмпатии.

Этическая беседа помогает детям понять и принять внутренний мир человека( его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках), формирует внутреннюю культуру поведения и общения. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. Это основа будущей коммуникабельности и успешности ребенка в обществе.

Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Так же используются игры и упражнения для создания благоприятного психологического климата в группе, развития у детей способности понимать эмоциональное состояние других, проявлять заботу и внимание к окружающим людям.

Так же используются игры и упражнения для создания благоприятного психологического климата в группе,

развития у детей способности понимать эмоциональное состояние других, проявлять заботу и внимание

к окружающим людям.

«Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей, Чтобы добрыми глазами  Вы смотрели на людей, Чтобы были справедливы И в решениях мудры. К людям будете добры вы - Люди будут к вам добры!»  А. Татьяничева

«Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы -

Люди будут к вам добры!»

А. Татьяничева

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .