«Эмпатия: как воспитать в ребенке умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других»
Актуальность
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики.
Современные дети, которые растут в век компьютерных технологий, стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать, у них слабо выражены эмпатийные чувства.
Развитие эмпатии -это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов в пользу другого.
С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей. Формируется представление о ценности другого. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития.
Что такое эмпатия?
Эмпатия- это способность заключающаяся в постижении чувств и эмоций другого человека.
Это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на
место другого человека, и склонность к сопереживанию , и умение почувствовать другого человека.
ЦЕЛЬ
Создание педагогических условий для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
1. Формирование умения различать и называть различные эмоции.
2. Формирование умения различать понятия «добро» и «зло».
3. Формирование способности давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
4. Способствовать формированию эмпатии , умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
-Чтение и анализ художественной литературы.
- Сюжетно - ролевые игры.
- Нравственно -этические беседы и коммуникативные игры.
Использование художественной литературы, как средства развития эмпатии .
Очень важно чтобы чувства, испытанные ребенком при чтении художественной литератур , проявились в окружающей действительности .Ребенок должен не только научиться понимать героев художественного произведения ,но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребенку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с « идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства. Дети дошкольного возраста не владеют навыками анализа художественного произведения .Они нуждаются в помощи взросло , поэтому нужно использовать алгоритм работы над художественным произведением:
1. Чтение произведения
2 .Беседа о прочитанном
3. Рассматривание иллюстраций
4. Игры-беседы детей с персонажами
5. Этюды на выражение эмоций у детей
6. Игры- драматизации по содержанию худ. произв.
Главным условием воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношения взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажа, после прочтения произведения следует проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы. побудив ребенка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Таким образом, правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, способствуя ее усвоению детьми этических представлений, полученных при беседе.
Важную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера играет иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема — оценить, на сколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребенок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения .
.
Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев,
а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений
Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизнь дошкольника, способствует развитию, умения стать на позицию другого человека, оценить его поступки, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Сюжетно - ролевая игра как средство развития эмпатии
Сюжетно - ролевая игра- основное средство, определяющее эффективность развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность ребенка занимать позицию переживающего и совершая определенные действия. Сюжетно- ролевая игра обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств.
Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение и желание.
В сюжетно- ролевой игре дети берут на себя функции взрослых людей и в создаваемых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними, а как заметил еще И.М. Сеченов , который в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка, игровые переживания оставляют след в сознании ребенка , а многократное повторение действий взрослых и подражание их моральным качествам влияет на образование таких же качеств у детей.
Сюжетно - ролевая игра является мощным фактором развития гуманных чувств.
Нравственно- этические беседы и коммуникативные игры для развития эмпатии.
Этическая беседа помогает детям понять и принять внутренний мир человека( его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках), формирует внутреннюю культуру поведения и общения. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. Это основа будущей коммуникабельности и успешности ребенка в обществе.
Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Так же используются игры и упражнения для создания благоприятного психологического климата в группе,
развития у детей способности понимать эмоциональное состояние других, проявлять заботу и внимание
к окружающим людям.
«Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы -
Люди будут к вам добры!»
А. Татьяничева
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .