СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕНГ-функциональная грамотность

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕНГ-функциональная грамотность»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДТЕСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46» «Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла»» Выступление подготовила: учитель географии (методист РМА) высшей квалификационной категории А.А Тишина п. Подтесово  2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОДТЕСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

«Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла»»

Выступление подготовила:

учитель географии (методист РМА)

высшей квалификационной категории

А.А Тишина

п. Подтесово

2025

Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».    Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .

Функциональная грамотность: 1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма 2.Направлена на решение бытовых проблем 3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации 4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач 5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам )

Функциональная грамотность:

1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма

2.Направлена на решение бытовых проблем

3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации

4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач

5.Используется в качестве оценки,

прежде всего взрослого населения.

Новый словарь методических

терминов и понятий

(теория и практика обучения языкам )

Математическая Финансовая Критическое мышление ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Глобальные компетенции Читательская Естественно-научная

Математическая

Финансовая

Критическое мышление

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Глобальные компетенции

Читательская

Естественно-научная

 Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественно-научными идеями.  Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Главная цель естественно-научного образования – естественно-научная грамотность, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания. Задача педагога:  для оценки уровня естественно-научной грамотности своих учеников учителю необходимо дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Главная цель естественно-научного образования – естественно-научная грамотность, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания.

Задача педагога: для оценки уровня естественно-научной грамотности своих учеников учителю необходимо дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Уровни ЕНГ Воспроизведение простых знаний (терминов, понятий, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы. Использование естественно-научных знаний для объяснения отдельных явлений, выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения

Уровни ЕНГ

Воспроизведение простых знаний (терминов, понятий, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы.

Использование естественно-научных знаний для объяснения отдельных явлений, выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука.

Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения

Основные умения ЕНГ  Объяснять Исследовать Объяснение или описание явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозируемых явлений Проанализировать Распознавание научных вопросов и применение методов естественно-научного исследования данные и сделать вывод  Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Основные умения ЕНГ

Объяснять

Исследовать

Объяснение или описание явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозируемых явлений

Проанализировать

Распознавание научных вопросов и применение методов естественно-научного исследования

данные и

сделать вывод

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Умения обучающихся 5-9 классов естественно-научной грамотности 5–6 класс 7–8 класс находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний 9 класс распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте. интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

Умения обучающихся 5-9 классов естественно-научной грамотности

5–6 класс

7–8 класс

находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний

9 класс

распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.

интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

Характеристика заданий   Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты);   Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);   В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;   Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные»;   Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Характеристика заданий

 

  • Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты);

 

  • Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

 

  • В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

 

  • Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные»;

 

  • Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из контекстов.  Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:   здоровье;   природные ресурсы;   окружающая среда;   опасности и риски;   связь науки и технологий.  

Содержание каждого задания

формируется не по предметному принципу, а относится к одному из контекстов.

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится

описанная в задании проблемная ситуация.

Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

 

  • здоровье;

 

  • природные ресурсы;

 

  • окружающая среда;

 

  • опасности и риски;

 

  • связь науки и технологий.

 

Для развития естественно-научной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса географии , биологии и химии задания на развитие общеучебных умений и навыков На формирование умений и навыков На формирование знания учебного материала На развитие внимания  МОДЕЛИ На формирование понимания изучаемого материала На развитие мировоззрения

Для развития естественно-научной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса географии , биологии и химии задания на развитие общеучебных умений и навыков

  • На формирование умений и навыков

На формирование знания учебного материала

На развитие внимания

МОДЕЛИ

На формирование понимания изучаемого материала

На развитие мировоззрения

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».  

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци