СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.

   Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.»

Методическая разработка урока по окружающему миру

для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Образовательная программа «Школа 2100»

УчительШербаковаЕ.С.

Форма урока: урок – исследование.

Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.

Цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.

Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.

2. Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию прошлых поколений.

3. Учить детей уважать религиозные чувства и традиции представителей разных религиозных конфессий.

4.Развивать умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.


I. Актуализация знаний и мотивация.

  • С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).

  • В какую эпоху появились первые цивилизации? ( В эпоху Древнего мира)

  • С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? ( Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).

  • О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.

  • Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).

II. Формулирование темы урока:

  • Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).

  • Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)

1-е значение: Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

2-е значение: То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.

  • Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)

  • Это и будет темой нашего урока.

Слайд №1.

Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. (VXV век)

Ш. Выдвижение гипотезы:

Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.

Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).

Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)

Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.

Гипотеза:

Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).

Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)

IV. Исследование предлагаю провести в группах.

  • Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:

Слайд №2

1. Католическая Европа

2. Православный мир

3. Исламский мир

4. Индийская цивилизация и близкие ей страны

5. Китайская цивилизация и близкие ей страны

6. Цивилизация Американских индейцев

Слайд №3

План исследования Средневековой цивилизации

1. Географическое положение

2. Достижения

3. Религия

4. Понятие о добре и зле (мораль)

  • Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.

  • У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.

  • Время групповой работы 10-12 минут


V. Межгрупповая работа. Обмен информацией.

  • Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).

  • Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)

VI.Оценивание информации, вывод:

- Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?

Вернуться к гипотезе.

Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества.

Ответ на вопрос задания №6 (см. рабочие листы групп №1-6).

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом? Какова мораль эпохи Средних веков?

Мораль эпохи средневековья:

Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры.

В Средние века часто велись войны. Многие из них – долгие, кровопролитные. Обе воюющие стороны были уверены в том, что сражаются за правое дело, за свою веру, против иноверцев.

По этой и многим другим причинам, о которых вы узнаете на следующем уроке, это время часто называют «Мрачным Средневековьем».

VII. Применение полученных знаний.

Тетрадь стр.43 – 44 задания №3,4


VIII. Итог урока

1. Какое открытие нам удалось сделать?

2. Проанализировать результаты работы групп в соответствии с критериями.


IX. Задание на дом

Учебник стр. 60-64,65-66 читать, ответить на вопросы стр67.