Эссе: «Гражданская позиция современного учителя»
В наше сложное время нескончаемых бурь,
Постоянных ветров, потрясений
Очень важно не гаснуть, гореть и сиять,
Всех зажигая без исключений.
(Золотарь Е.А.)
Люблю знакомиться с разными людьми, узнавать их, общаться, и почему-то они всякий раз удивляются, узнав род моей деятельности. «В школе? Ты работаешь в школе? И тебе нравится? Нравится с этими неугомонными детьми?..» – изумленно восклицают знакомые, поднимая удивленно брови, будто увидели что-то странное, неестественное. И каждый раз я отвечаю одной и той же фразой: «Это – моя работа» (делая при этом логическое ударения на слово моя). Не знаю, как это объяснить, но всю свою сознательную жизнь я знала, что буду учить детей. Учитель в моем сознании всегда представлялся этаким Данко, ведущим детей из тьмы незнания к свету Открытия, Познания, в мир прекрасного, доброго, вечного. Вот и мне хотелось быть для кого-то таким ориентиром в жизни, примером.
Вернемся на 25 лет назад. Еще в детском саду я знала, что буду работать воспитателем, буду заниматься с ребятами: мы будем с ними учиться лепить из пластилина, рисовать, шить, петь, рассматривать книжки с картинками, узнавать секрет сложения букв в слоги, а слогов – в слова. Приходилось даже устраивать вместо шумных детских игр импровизационные занятия, усаживая своих друзей и их игрушки на скамеечки, давать им указания, что и как делать в своей воображаемой тетрадочке. Когда я пошла в школу (а пошла я в первый класс в 1998 году), то окончательно убедилась в выборе своей будущей профессии. Я – учительница. Я – Елена Алексеевна. Я буду учить писать, читать, считать, рисовать, лепить, познавать окружающий мир… Да всему, что угодно! Всему научу. Правда, были разные отклонения от «избранного пути»: то зубным врачом хочу, то автомехаником, то радисткой и прочее. Чего ведь только не придет в голову девчонке-фантазерке! Потом – всё, как у всех: институт, диплом (горжусь, что «красный»,) и работа. А работать стала там, где и училась когда-то сама, и никогда не устану этим гордиться: я – выпускница Абрамовской школы, я – учитель в Абрамовской школы. И ничто не заставит меня разлюбить мою работу: ни самые непослушные и вредные дети (хотя таких я еще не видела), ни их родители, ни коллеги, ни администрация школы.
Правда, назвать свою работу идеальной я, к сожалению, не могу. Как и во всякой профессии в ней есть свои минусы. Да, учительство – благородная, особенная стезя, по которой идут лишь избранные. В этой связи сразу вспоминаются строки Н.А.Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в которых Гриша Добросклонов поет песню о «двух путях»:
Другая - тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Как же актуальны сейчас эти строки, написанные во второй половине 60-х годов XIX века! В них будто отразилось современное положение учителя в системе образования. Конечно, Некрасов не описывал в своей поэме учительство, но как же похожи эти «души сильные», «любвеобильные», всегда готовые «на бой, на труд», на учителей. Именно они способны, несмотря ни на что, работать на благо Родины, на благо будущего нашей страны. Почему я оговорилась «несмотря ни на что»? Потому что преград на пути в это «далекое светлое будущее» у Учителя очень много, и каждый день их становится больше и больше.
Учитель в современном мире, помимо своей основной работы, выполняет обязанности воспитателя, психолога, организатора, научного руководителя, программиста, администратора, секретаря, социолога, охранника, сценариста... И всё это он несет на своих плечах семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки, многие-многие годы. Правда, нельзя не отметить, что профессия учителя всегда была непростой, преподавание в школе всегда было особенной профессией. Учителя, помимо ежедневных уроков, проводили самые разные мероприятия, они всегда были на передовой в культмассовом секторе. В чем же разница? Что же изменилось? Что стало причиной упадка «учительского духа»? Боюсь, что мне все-таки придется сказать это страшное словосочетание, которое омрачает мою жизнь в школе, да и не только, скорее всего, мою. Это – бумажная работа. Думаю, ни для кого не секрет, что это огромный минус педагогической деятельности, и с каждый годом минус этот растет, превращаясь в бесконечную прямую.
Согласитесь, нелегко это – быть учителем в XXI веке. В это сложное время трансформации учителя в тьютора или менеджера образовательных услуг, процесса учения в «добывание знания», а школы в место по «оказанию образовательных услуг» очень важно современному учителю четко и честно перед самим собой определить свою позицию, свое место в этом процессе. Это будет непросто, ведь каждый учителем, помимо его профессиональной составляющей («я – педагог»), говорит еще и человеческая его сторона («я – человек, личность»).
Моя позиция как учителя и как гражданина России – быть честной и справедливой, в первую очередь с собой. Нельзя учителю быть лицемерным, нельзя ратовать за то, во что не веришь сам. Нельзя быть настоящим учителем, если слова твои и поступки расходятся. На своих уроках я всегда стараюсь донести до ребят, что счастлив тот, кто честен, кто делает так, как велит ему совесть, его положительное начало, кто готов помочь близкому, отринув свои амбиции. При этом всегда стараюсь поступать именно так. Иначе, что я буду за учитель, что я буду за человек? Иначе получится, что все мои слова – пустой звук. Не хочу так, это нечестно. Это неправильно. Я прекрасно осознаю, что до того уровня Учителя, каким меня хочет видеть Система образования, я пока не доросла, что мне еще предстоит познать много всего того, что мое сознание пока отказывается воспринимать как необходимое, оно противится, упрямится. Это моя честная оценка себе: «Вам «удовл», Елена Алексеевна, по учительству, с минусом». Что ж, значит, будем расти, значит, будем стараться, значит, будем пытаться дальше гореть до тех пор, пока огонь сердца моего не превратится в тлеющие уголечки, разбросанные по бескрайнему полю образовательного пространства, расширяющегося день ото дня.
Именно в этом – в понимании того, что я делаю работу, которая приносит несомненную пользу обществу, в вере в каждого ученика, в его способности (да и в свои), в надежде на будущий рост и прогресс не только в свой, но и детей – в этом мой стимул работать учителем, быть Учителем. Любое участие в конкурсе, проекте, смотре, фестивале расценивается мной не как конечная цель работы, а как очередная ступень в развитии, в раскрытии как своих способностей, так талантов и ребят. Если я могу, к примеру, сочинять стихи, значит, и кто-то из обучающихся тоже умеет это делать, надо только помочь им обнаружить свой дар и дать стимул ему расти. Даже своё участие в конкурсе профессионального мастерства я стараюсь преподносить детям, как доказательство того, что и они могут реализовывать себя, не боясь ни осуждения, ни негативной критики, ни чьих-то колких замечаний. Желание раскрыть себя, показать свои способности, удивить окружающих, заразить их своим положительным примером, помочь другим в раскрытии их потенциала – это, наверно, должно стать девизом современного учителя, а значит и ученика. Ведь, как известно, учитель – образец для ученика.
Каждому учителю знакомо чувство гордости за своих учеников, чувство торжества, когда у ребят получается достичь каких-то высот, чувство безмерного счастья видеть результаты своей педагогической работы – успехи детей. Хотя что греха таить? И собой порой, бывает, так гордишься, что так и хочется воскликнуть: «Какая ты молодец, Елена Алексеевна!» Но потом природная скромность берет верх, а в голове появляется строгое замечание совести: «Подумаешь! Достижение... Ничего особенного в этом нет. Это твоя работа, так и должно быть». Тогда ты снова берешь волю в кулак, продолжаешь работать и гореть еще ярче, чтобы потом в конце проделанного пути к очередной цели честно постараться ответить на вопрос: «Ты сделала всё, что смогла?»
Учитель в моем сознании всегда представлялся этаким Данко…