Эссе «Я - учитель»
Учитель – это призвание!
Это от Бога стезя -
Душа, ввысь взмывая,
Других за собой увлекает!
На свете много разных профессий. Строить, шить, лечить, конструировать, делать открытия, услаждать людские уши прекрасной музыкой, глаза - творениями уникальной живописи… - все не перечислишь! Но есть одна профессия - профессия особого рода - где «душа с душою говорит»! Учитель!
Учитель - это миссия, неординарный склад ума и сердца, это - самоотдача и великое терпение, умноженные на знания, мастерство и творческий потенциал. Учитель - это личность, обладающая повышенной волей и предельным чувством ответственности перед детьми, людьми и собой. Учитель - это ваятель детских душ, он лепит их - будут ли светом они озарены или канут в прозе бытия - зависит от него! Именно поэтому учитель - это миссия, учитель - это творец! Мудрый Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
По сути своей я - романтик и мечтатель! С самого детства мечтала работать именно в школе. А иначе быть не может! Человек, пришедший в школу случайно, стать учителем не сможет, долго не продержится в череде бесконечных проблем, бессонных ночей, методических поисков, психологических «ребусов»… Только мечтатель способен увидеть сквозь суету и шум, в ежедневном мелькании «ленты» школьных буден целесообразность и высокий смысл!
С замиранием сердца представляла, как войду в класс и буду рассказывать детям о высоком, добром, красивом. К этому готовила себя, этим была наполнена моя школьная юность. Любимый учитель - Людмила Леонидовна Мануйлова, учитель начальных классов Сотниковской средней школы, открыла мне тайны прекрасного, так хотелось быть похожей на нее; шефская работа с младшими школьниками, кружки, занятия спортом, туризмом увлекали своей романтикой.
Этой романтикой пронизана вся моя жизнь. Будучи студенткой факультета «Страноведение и международный туризм» БГУ, объездила все районы республики, побывала в национальном парке «Алханай» в Агинском округе, на 4 курсе проходила экологическую практику в Забайкальском национальном парке, участвовала в восхождении на Плато Святой Нос, в сплаве на байдарках по Байкалу, в экологическом десанте. А сколько походов пройдено!
За 7 лет моего педагогического стажа в Улан - Удэнском инженерно-педагогическом колледже, в гимназии № 29 и с 2015 года в РЦО со своими учениками я побывала в местностях Жарчиха и Николаевские столбы Тарбагатайского района, на 12-ти водопадах в Тункинском районе, на Шаманских горах Иволгинского района, в Максимихе Прибайкальского района. В 2012 году с командой учащихся ездила в Монголию на Международные интеллектуальные игры монголов, наша команда заняла там 2 место.
Летом 2017 года сбылась моя мечта - покорить одну из красивейших вершин хребта Хамар-Дабан - Пик Черского. Это был многодневный поход с друзьями, такими же энтузиастами, как и я. Что может быть прекраснее ночевок в палатке, посиделок у костра с чашкой вкуснейшего чая с ароматом дыма и еловых шишек на фоне нереально красивого, фантастического горного пейзажа!
Без этого духа романтики - духа света, чистоты, любви - немыслима моя педагогическая деятельность. Он дает полет мысли, стремление к творчеству, к совершенствованию! Он, этот высокий дух, делает сердце мое большим - способным принимать чужую боль как свою.
Ведь здесь, в ГБОУ РЦО, я работаю с непростыми детьми. Увлечь их школьной жизнью, огнем своего сердца зажечь огоньки надежды в их сердечках, развивать в каждом моем ученике волю к победе, разбудить интерес к учебным дисциплинам, научить стремиться к совершенствованию, как бы это не было трудно, утвердить в душе ребенка мысль о его необходимости обществу - смысл моего учительства сегодня!
Современное образование носит деятельностный характер, направлено на формирование готовности учащихся к практическому применению знаний, на формирование метасознания - что соответствует навыкам, востребованным в 21 веке - ставит главной задачей развитие личности ученика. Это развитие не прекращается ни на минуту. Задача моя как педагога заключается в том, чтобы направить учебно - воспитательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению знаний, опыта и культуры, выработанных человечеством за тысячелетия. В конечном итоге современная школа ставит задачу - формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить собственный вариант жизни, достойный человека. В контексте моего ОУ, где у каждого ребенка своя история - свой диагноз, эта задача осложняется в разы. Но ведь наша Родина - великая Россия, «у России особая поступь, у России особая стать», к словам поэта я хочу добавить и менталитет у России особый. На великом западе все просчитано, и живут там рассудком, а не сердцем. А в России - «лишь бы хорошим человеком стал» - скажет о своем ребенке каждая мать. Душою жить, душою любить, душою растить - особенность российских людей, а значит, и в нашей школе в условиях реализации требований ФГОС наряду с наиболее актуальными технологиями во главу угла должна ставиться душа ребенка, ее индивидуальность и Любовь как главный инструмент воздействия на нее.
Душой соприкоснуться с ребенком, отогреть его своим теплом, вызвать на живое общение - сотрудничество в нелегком для больного ребенка учебном труде - научить его реально оценивать свои возможности и сделать первый важный шаг в огромный гремящий мир, найти там свое место, занять свою нишу - помочь ему стать востребованным специалистом, человеком, полезным окружающим - достойным гражданином великого государства - это миссия образовательных учреждений для детей с ОВЗ, это миссия учителя, работающего там, а значит, и моя!
Моим ученикам, возможно, не быть чемпионами с мировым именем, учеными, космонавтами. Но ведь слава России не только в этом. Слава России - это и цветущие поля, пышные караваи, красивые узоры на рушниках, милосердные души, добрые глаза, мудрые сердца!
Воспитать порядочного человека, осознанно творящего мир вокруг себя: на работе, в кругу семьи, среди друзей, в обществе - своим присутствием, действом, участием, несущего свет окружающему живому миру - в этом и заключается мое учительское счастье, моя учительская миссия! Учитель – это призвание!
Бога высокий наказ!
Сердцем своим горящим
Души детей зажигать!