Учитель начальных классов
Домбровская А.М.
МБОУ «Школа № 25»
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)
«Учитель и ученик растут вместе» - это слова великого китайского мудреца и духовного учителя Конфуция, который жил в 551 г. до н. э. Давайте поразмышляем, что скрыто в этом простом, на первый взгляд, высказывании? Ведь никто не спорит с тем фактов, что явно учитель превосходит своего ученика в знаниях, в жизненном опыте, они принадлежат к разным поколениям, у них разный социальный статус. Это все их отличает друг от друга. А что же тогда объединяет? Если подумать, то в этом высказывании содержится более глубокий смысл. Без учителя нет ученика, без ученика –учителя.
Но как понимать слово «растут» в этой цитате? По-моему, как с каждым годом идет взросление ребенка, так и «растёт», расширяется круг знаний, умений, усложняется система различных взаимодействий -учебных, коммуникативных, личностных. Он больше понимает, чувствует, предполагает. В процессе учения школьник приобретает новые знания под руководством учителя. Формируется его мировоззрение, формируются навыки, которых раньше не имел. А чему же может научиться учитель в этом совместном творчестве?
Например, учитель расширяет знания о самом ребенке. Ведь каждый год ко мне могут приходить новые ученики (надо изучить его, распознать скрытые пока возможности, вдохновить его на использование своего потенциала), и я как бы заново начинаю процесс обучения, в том числе и своего. Новое современное поколение – это новые современные подходы и технологии. На своем собственном опыте я могла в этом убедиться также неоднократно.
Учитель тоже приобретает новые умения, и прежде всего, умение по- разному находить общий язык с ребёнком, используя различные приёмы. Постоянно нужно совершенствовать свое мастерство, потому что меняется время, меняются люди, иначе расставляются акценты. То, что было ясно вчера, сегодня требует пояснений, а то, что вчера было просто мечтой, сегодня вдруг становится явью, и учитель обязательно должен за этим следить, т.е. идти в ногу со временем, «расти» в соответствии с изменяющимися условиями. Следовательно, каждое новое поколение и тебе передает частичку своих интересов, знаний.
Действительно, у учеников есть чему поучиться! И это бесценно! Чему же учат меня мои ученики? В первую очередь, сочувствовать и сопереживать. Иногда сталкиваешься с обстоятельствами, когда на долю некоторых учеников выпадает очень непростая доля. Это и сложное материальное положение семьи, и потеря близких, а отсюда – невероятно раннее взросление и самостоятельность. И вот эти ребята стараются по мере своих сил проявлять упорство, стойкость, жизненную мудрость. Значит, действительно, и у учеников есть чему поучиться!
Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития.
Таким образом, высказывание великого Конфуция «Учитель и ученик растут вместе» раз за разом находит свое подтверждение. И, проходя вместе через трудности ученического труда к долгожданным собственным результатам, оба – учитель и его ученик совместно взрослеют, растут духовно, приближаясь к совершенству. Как правило их пути расходятся, и ученик уходит в большую взрослую жизнь как в открытое море. И вроде бы он уже научился многому, но всё же он будет нуждаться в новых для него познаниях, не из черпаемых знаний большого мира.
А учитель, уже более зрелый профессионально, накопивший педагогический опыт, берет новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.
Ведь «обучая других, мы учимся сами».
Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)