Эссе «Моя педагогическая философия»
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Р. Рождественский
Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Мне тоже пришлось на него ответить, произошло это без мучительных сомнений, как бы само собой. Почему я стала учителем?
Я с детства мечтала об этой профессии. Любила играть в школу, воображая себя педагогом. Всегда старалась подражать своей учительнице . После школы приходила домой и куклам давала задания, как на уроке усердно старалась их обучать. По вечерам с соседскими ребятами играли в школу, а я всегда была учительницей . В классе постоянно помогала следить за учёбой.
Шло время... И вот, я окончила школу, и твердо знала, что пойду учиться на учителя и стану примером для учеников и в будущем, для своих детей.
И вот, я – учитель! Работа – это огромная составляющая жизни человека. Когда ты находишь своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче и производительности труда. Интерес к изучаемому предмету зависит оттого, как преподаватель сможет донести до ученика информацию, ведь даже самый скучнейший, ненавистный предмет превращается в праздник, если его ведет человек, полностью отдающий себя своему делу, увлеченный и понимающий учеников с полуслова. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость, идеальным быть»- это мое педагогическое кредо.
У меня есть несколько принципов, на которые опираюсь в воспитании молодого поколения.
Первый принцип - быть честной, искренней. Любая фальшь будет замечена и способна
разочаровать, поранить юную душу.
Второй принцип - опоры на нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность,
свобода, любовь, творчество. Через их восприятие формируется духовная культура человека.
Я целый день с детьми. Стараюсь развить их самостоятельность, инициативу, творческий
потенциал. Люблю, когда ребята увлечены, горят идеей. Создание условий для этого - третий
принцип.
Четвертый принцип - сотрудничество. Находиться не "над ребенком", а "рядом с ним".
Дистанция здесь - уважение. Внимание каждому. Ждущему - похвала. Мыслящему - радость от
общего успеха.
Среди моих принципов нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они
взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном моей единой системы
воспитания.
Неотъемлемым компонентом личности учителя я считаю его разносторонность, эрудицию, любовь к своему предмету. Именно все это лежит в основе педагогического мастерства, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Немаловажным помощником служит и вера учителя в успех учеников.
Дети - это наше будущее. В них необходимо с детства вкладывать душу, сердце - все то, что мы хотели бы видеть в людях следующих поколений. Смотря в их детские глаза, хочется сделать для них мир ярче и добрее. Хочется сделать так, чтобы им было легче адаптироваться в обществе, чтобы каждый из них нашел свое место в жизни.
Я люблю детей и свою профессию, чувствую их тонкую природу, с уважением отношусь к каждому ребёнку, хочу помогать детям, хочу их учить, воспитывать и развивать. Я верю в каждого ребёнка и горжусь им.
Задача школы, на мой взгляд, научить ребенка лучше ориентироваться в межличностных отношениях, развивать социальный интеллект, эмоциональную сферу, вырабатывать умение адаптироваться в новых условиях, формировать и развивать толерантность.
Цель современного образования - не получение готового знания, а создание ребенком собственного знания, прожитого и прочувствованного. Одна из основ современной педагогической позиции - это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я».
В своей педагогической деятельности я применяю личностно ориентированный подход. Цель его состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Актуальность этого подхода не вызывает сомнений. Обучение всех детей в классе по единым требованиям не позволяет каждому ребенку получить образование на уровне своих возможностей. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, «недополучает» знаний и умственной нагрузки.
Личностно ориентированный подход и игровые технологии способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Игра – это среда, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Опираясь на принцип индивидуализации в своей педагогической деятельности, я стремлюсь так организовать уроки, чтобы ребенок смог познавать самого себя, пробовал свои силы, учился взаимодействовать с другими людьми в процессе деятельности, приобретая бесценный жизненный опыт.
Счастье для каждого педагога – увидеть плоды своего труда. Ведь дети понимают и ощущают больше, чем нам кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения .Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Моя работа приносит мне огромную радость. Мне комфортно от того, что дети общаются со мной, я им нужна и как педагог, и как человек. Я счастлива, потому что могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека.
Главной целью образования является развитие личности ребенка. Моя заветная мечта - сделать так, чтобы дети, которых я учу, стали Людьми, чтобы они выросли не просто грамотными, разносторонне развитыми личностями, но и не утратили нравственные принципы, на которых базируется жизнь в нашем обществе. Я хочу, чтобы для них слова патриотизм, честь, достоинство, порядок, совесть, любовь, дружба не превратились в пустое сочетание букв, а имели высший духовный смысл, так как эти общечеловеческие ценности востребованы людьми любого поколения. Тогда я смогу сказать о себе, что состоялась как учитель!
Жить среди детей и всё про них узнать
Уметь прочесть и рассказать и слушать
И жизнь любить, и не желать другой
Благословлять своё предназначенье.
Из лучших книг живую мудрость пить.
Жить не во лжи, смотреть светло и ясно
Друзей не растерять, детей растить
Учитель – профессия прекрасна…